История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Прототип советской малолитражки

Opel Kadett K38
На фото: Opel Kadett K38

Весной 1929 года был заключён официальный договор с автокомпанией Ford. Согласно этому соглашению, с последнего квартала 1930 года и до 1934 года автозавод им. КИМ (Коммунистического Интернационала молодёжи) производил авто Ford, грузовики и легковые машины. Автомобилестроение в СССР не было сильно развито, и опыт по сборке машин по чертежам известной автомобильной компании посчитали полезным для изучения производственных технологий.

В первом квартале 1939 года автозавод, к тому времени переименованный в Московский автозавод имени КИМ, приступил к разработке собственного проекта малолитражного автомобиля. Но планам помешала война.

Прошло долгих семь лет, прежде чем в 1945 году автозавод, к тому времени получивший название «Московский завод малолитражных автомобилей», развернул производство нового советского авто, родоначальником которого стал «немец» Opel Kadett K38.

Подписанное в августе 1945 года Сталиным постановление содержало распоряжение «развернуть производство Opel Kadett K38 в его существующем виде». Таким образом, советская малолитражка стала практически полной копией немецкой модели авто.

До сих пор среди фанатов истории «Москвича» бытует две версии истории развития завода. Согласно первой версии, после войны из города Рюссельсхайм в Москву по репарации было вывезено практически всё заводское оборудование, конвейерные линии и технические документы с чертежами Opel Kadett K38.

Противники этой версии утверждают, что в распоряжение советских конструкторов поступило лишь несколько экземпляров самого автомобиля, и постройка завода, разработка необходимого оборудования и технической документации производились уже в Москве, нашими специалистами.

Эту версию описывает в своих мемуарах Александр Андронов, в те годы являвшийся главным конструктором МЗМА. По его воспоминаниям, оборудование для завода собиралось из трофейного, ленд-лизовского и собственного. В условиях послевоенной разрухи выпуск машин был налажен всего за два года.

История 412-го Москвича

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических странах стал Москвич-408. И это не авторское заявление, а статистика. В 1968 году из 97 666 произведенных на АЗЛК 408-ых экспортировано было 53 392 автомобиля, то есть половину автомобилей забирали более требовательные заграничные клиенты. Однако, к концу 60-х годов Уфимское мотостроительное предприятие освоило новый двигатель УЗАМ объемом 1.5 литра и АЗЛК начал производство 412-го в 1967 году, за три года до вазовских “копеек”. 412-ый создал небольшую революцию в отечественном автопроме, если ранее советские малолитражные автомобили не могли похвастаться особенной динамикой. То новый Москвич показывал лучшую тяговооружённость: 13 килограмм на лошадиную силу, а перспективная 24-ая Волга 15.5 кг/л.с.

Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408
Одним из самых популярных советских автомобилей в капиталистических стран стал Москвич-408

Производство моделей стартовало с переходных версий, то есть на 412-ом можно было встретить кузовные детали 408-го. АЗЛК проповедовал такое переходное производство, именно таким способом Московское Автомобильное Предприятие менее чем за 15 лет смогло пройти путь от копии довоенного Opel Cadett до вполне современного 408-го седана собственной разработки.

Внешний вид

С самого начала и вплоть до 1969-го года автомобиль имел круглые передние фары и решетку радиатора по дизайну аналогичную своему предшественнику. А вот вид сзади был изменен — фары расположили горизонтально, а поверх них были треугольные габариты.

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Немногим позже форму фар на 412-ом «Москвиче» сменили на прямоугольные. Кстати, закупали эту запчасть в ГДР. На каждом автомобиле были хромированные ручки на дверях и круглые кнопки для открытия последних. Сам автомобиль получил посвежевший кузов, который отвечал всем требованиям безопасности и выглядел он по тем меркам очень современно. С годами на этих машинах появлялись все новые элементы — например, клыки на бамперах, которые также выступали дополнительной защитой.

Интерьер

 Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя.

Первое, что положительно выделяет Москвич на фоне первых «Жигулей» это посадка водителя. Ноги и руки согнуты под правильным углом. А до рычага коробки передач не нужно тянуться. Сзади достаточно места несмотря на то, что автомобиль узкий. Но задний диван чрезмерно мягкий, в нем просто утопаешь, продавливая пружины до каркаса. Визитная карточка «Москвича» — это багажник, по паспорту его объем 340 литров, а грузоподъемность 300 килограмм. Но задняя рессорная подвеска позволяла туда грузить намного больше. Часто на дорогах можно было увидеть 412-ый в позе «боевого таракана» от перегруза на заднюю ось, который тем не менее ехал не выбиваясь из потока.

Конструкция 412-го Москвича

Этот автомобиль стал буквально воплощением мечты миллионов, так как по характеристикам на просторах СССР практически не имел аналогов среди такого класса. Первое, что нужно удостоить большого внимания – это двигатель от известного инженера Игоря Окунева с верхним расположением валов. Кроме того, силовой агрегат Москвича мог похвастаться тормозной системой с гидровакуумным усилителем, синхронизированной КП, воздушным фильтром со сменными узлами и полнопоточным масляным фильтром. Но теперь обо всем по порядку….

Так как автомобильная промышленность развивалась стремительным путем, все прекрасно понимали, что брать за основу для нового двигателя модель М-408 просто бессмысленно, так как следующее поколение Москвичей кардинально отличалось как технически, так и конструктивно. Поэтому, коллектив МЗМА взялся за разработку потенциально нового, более мощного и долговечного мотора, который впервые «показал» свою работу на спортивном Москвич-Г4М, занявшим 4-е место на всенародных гонках в 1966 году. Это был верхнеклапанный двигатель, в котором блоки цилиндров были из литого алюминия, а камеры сгорания впервые имели полусферическую форму. Кстати, бытует мнение, что в качестве прототипа был взят мотор BMW M10 на 1.5 л., который в те годы уже заработал огромную славу. Блок цилиндров решили слегка наклонить вправо, обозначив это конструктивное решение как «slant-block». Благодаря такой хитрости, сам двигатель занимал меньше места, а центр тяжести удалось снизить.

Благодаря тому, что камеры сгорания имели форму полусфер, топливо сгорало более качественно, что, в свою очередь, стало причиной повышения коэффициента полезного действия двигателя. Алюминиевые блоки цилиндров имели гильзы, отлитые из чугуна, которые очень легко снимались и облегчали ремонт мотора. Таким образом, имея рабочий объем 1.5 л, силовой агрегат этого Москвича мог похвастаться мощностью до 75 л.с., а в начале 70-х это считалось отличным показателем. Из недочетов нужно отметить весьма короткий ход, недостаточную тяговую способность и случаи детонационного горения топлива.

Что касается спортивных седанов, то для них инженерами МЗМА были сконструированы немного другие и более мощные двигатели с несколькими вариантами рабочего объема – от 1.5 до 1.8 л. Они имели тех же 8 клапанов, но обзавелись двумя распредвалами, а финальная мощность могла достигать и 125 л.с.

Усиленное сцепление впервые за историю работы Московского завода стало разрабатываться с диафрагменной пружиной, производство которой осуществлялось по британским технологиям и имели лицензию компании Borg & Beck. Современная коробка передач с напольным расположением и полностью синхронизированными передними передачами. Но некоторые считают КП весьма неудачной в связи с ее коротким сроком службы (до 63000 км), тогда как у ВАЗа этот показатель был более, чем в 2 раза выше.

Особенности Ижевских «Москвичей»

Бытует мнение (причем, подкрепленные видимыми доказательствами), что Москвичи, собранные в Ижевске, несколько отличаются и могут похвастаться более высоким качеством, нежели Московские. Это действительно так, ведь мало того, что автомобильный завод был более современным и принадлежал государственному оборонному предприятию, так его работу всегда контролировал оборонный министр Устинов.

Ижевский салон 412

«Ижевский» салон, который считают немного хуже, нежели от АЗЛК

Кстати, о более высоком качестве сборки автомобиля говорят не только его обладатели, но и многие эксперты, ссылаясь на то, что сам завод имел репутацию, сводящей риск брака практически к нулю. Хотя, что касается внутренней отделки Москвича, то «ижевская» была более грубой, нежели «московская», хотя на комфорт это практически не повлияло.

До 1969 году «ижевские» Москвичи производились по полной аналогии «московским», в том же кузове от 408-го, но имели небольшой фирменный значок завода на руле и радиаторе. Первая модернизация досталась радиаторной решетке, где число брусьев возросло до трех. Несколько позже автомобиль был переименован в Москвич-412ИЭ, так как был проведен небольшой рестайлинг и улучшена система пассивной безопасности.

Москвич-412 от Ижевского завода

Москвич-412 от Ижевского завода, (поздний выпуск, 80-е)

Москвич-412 от Ижевского завода вид сзади

Ранний «ижевский» Москвич-412 (вид сзади)

Москвич-412 от Ижевского завода вид спереди

Ранний «ижевский» Москвич-412 (вид спереди)

В то время как на МЗМА Москвичи уже обрели более современные прямоугольные фары с решеткой и новые поворотники , «ижевцы» решили их не менять, за исключением экспортных модификаций 72-74 гг производства. Кстати, Ижевский автозавод только в 1973 году решился спустить с конвейера транспортное средство под собственным «брендом» и дебютировал здесь лифтбэк Иж-2125. Именно поэтому можно встретить немало источников, где Москвича называют также «Иж-Москвич-412».

Следующей видимой модернизации автомобиль был подвергнут лишь в начале 80-х. Тогда радиатор обрел черный цвет и дверные ручки стали немного «утопленными», а к основному названию прибавилось обозначение «028». В тот период инженеры также потрудились и над унификацией кузова для всех свои трех творений – Москвича седана, Ижа пикапа и Ижа комби. Стоит отметить, что рестайлинг и модернизация силовой системы происходила на Ижевском заводе отдельно от МЗМА, без какого-либо согласования, а само производство длилось вплоть до 2001 года.

Москвич-412ИЭ

Экспортный Москвич-412ИЭ от Ижевского завода

Москвич 412ИЭ на Ижевском заводе в честь полумиллионного выпуска

Москвич 412ИЭ на Ижевском заводе. Ограниченная серия в честь полумиллионного выпуска

Основные модификации

Москвич 412М — модификация которая была разработана специально для медицинской службы.

Москвич 412 - ветеран советского автопрома
Москвич 412-М — знаменитая модификация

Москвич 412Т — модификация для таксомоторных предприятий, широко распространена не была.

Москвич 412У — учебная модификация, оснащалась добавочными элементами управления, наносилась цветографическая схема.

Москвич 412Э — модель выпускаемая для экспорта.

Москвич 427 — модель которая оснащалась кузовом типа: “универсал”.

Москвич 434 — модель которая оснащалась кузовом типа: “фургон”.

Техническая сторона вопроса

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Под капотом автомобиля таился новый УЗАМ-ский 75-сильный движок, объемом 1,5 л. Сам двигатель, картер и крышка клапана были сделаны из легкого алюминия. А особенность была в том, что блок двигателя располагался с наклоном в правую сторону. Именно за счет этой «изюминки» конструкторы добились миниатюрных размеров силового агрегата, чем значительно снизили вес самой машины.

Движок синхронизировался с 4-х ступенчатой «механикой». Спереди подвеска была независимой, а задняя ставилась зависимой — благодаря установленным на ней рессорам на автомобиле можно было перевозить легкие грузы. На всех колесах устанавливались барабанные тормоза, которые дополнительно оборудовались вакуумным усилителем.

Эта модель «Москвича» была настоящей гордостью завода, но несмотря на все достоинства, были у него и минусы. Например, тот факт, что картер делался из алюминия, это же делало его практически беспомощным перед пробитием, поэтому у автолюбителей появлялась потребность в установке дополнительной защиты.

Особенность установленного в «Москвиче» движка была и в необычной форме камеры сгорания, которая была сферической. Также отмечалось отличное расположение — они «стояли» друг против друга, а не рядом как в ВАЗе. Такая особенность в размещении клапанов значительно улучшала продув в камере сгорания. Подобную систему расположения можно увидеть и сейчас, на движках HEMI, которые ставятся на Chrysler.

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели

Для сравнения можно вспомнить лучший автомобиль Европы 67-го года. Это был Fiat 124 с 60-сильным движком. Мотор от BMW развивал мощность 75 л.с., таким же по мощи был и движок у «Москвича», однако вращательный момент «немца» все же был несколько выше советского автомобиля — 118 против 108 Н·м. Но есть в двигателе «Москвича» и слабые стороны — по причине продолжительной фазы открытия выпускных клапанов, агрегат имел склонность к детонации. Для сравнения, если фаза открытия клапанов у ВАЗа-2101 была 232 градуса, то у «Москвича» этот показатель находился в районе 282.

Если верить паспортным данным, с места до сотни 412-я модель разгонялась за 19 секунд, а максимальная скорость ограничивалась с завода на уровне 142 км. Кстати, еще одно отличие «Москвича» от ВАЗа кроется в тормозах, на последнем к тому времени ставились современные дисковые, а на первом, как уже говорили, барабанные. Зато благодаря вакуумному усилителю, со 100 км/час тормозной путь «Москвича» составлял 43,2 м, при сухом асфальте.

КПП 412-ой модели тоже уступает той, что стояла на ВАЗах. С одной стороны, установка рессор на задней подвеске повлияла в лучшую сторону на грузоподъемность машины, но и это же становилось причиной перегрузов, от которой эти машины нередко страдали. Расход горючего у «Москвича» составлял 10,3 литра на сотню в городских условиях, и 7,4 литра на трассе.

Под капотом 412-го

УЗАМ-412 Продольный разрез
Продольный разрез двигателя УЗАМ-412

О моторе с хорошим спортивным потенциалом на МЗМА мечтали давно. Еще с середины 1950-х на заводе строили всевозможные гоночные автомобили, которые помогли наработать богатый опыт в создании экспериментальных высокопроизводительных моторов. Их проектированием занимался опытный моторист Игорь Иванович Окунев. В 1964 году он разработал новый 1,5-литровый четырехцилиндровый двигатель рядного типа. При создании мотора, Окунев вдохновлялся легендарным двигателем BMW M-115(M-10). Однако речь шла не о слепом копировании, а о творческой переработке и адаптации передовых технических решений под отечественную производственную базу.

УЗАМ-412
Общий вид двигателя

Двигатель получивший отраслевое обозначение УЗАМ-412 отличался рядом интересных особенностей. Блок цилиндров из алюминиевого сплава оснащался сменными гильзами, благодаря чему существенно упрощался капитальный ремонт мотора. ГБЦ также была выполнена из алюминия, в ней расположился единственный широкофазный распределительный вал, который приводился с помощью двухрядной зубчато-пластинчатой цепи. Привод клапанов коромыслами, камеры сгорания более эффективные — полусферические, коленчатый вал стальной, полноопорный. Карбюратор двухкамерный с последовательным включением камер, воздушный фильтр быстросъемный (впервые в советском автопроме).

УЗАМ-412
Клапанный механизм и двигатель в поперечном разрезе

УЗАМ-412 отличался довольно плавной и малошумной работой, при этом спокойно «крутился» до 5800 об/мин. В моторном отсеке двигатель расположили под наклоном в 20°, как следствие удалось уменьшить его высоту и понизить общий центр тяжести автомобиля. УЗАМ-412 весил всего 146 кг, на 6 кг меньше предшественника МЗМА-408, при этом был в 1,5 раза мощнее.

УЗАМ-412 – двигатель, который стал визитной карточкой Москвича и вместе с тем легендой. Включал в себя множество оригинальных решений для того времени, наклонный блок цилиндров, верхневальная архитектура. Мотор выдавал серьезные для конца 60-х 75 лошадиных сил и при этом был очень неприхотливый в обслуживании. Ресурс мотора составлял 150 тысяч километров, современный ресурс двигателя Kia Rio для примера составляет 200 тысяч. При этом не стоит рисовать идеальную картину, мотор был «верховой» и для его эксплуатации требовался навык.

Но на фоне отличного мотора отставала устаревшая четырехступенчатая коробка передач. Сама коробка показала себя ненадежной на фоне остальных агрегатов, впрочем, использование улучшенных трансмиссионных масел от «Жигули» продлевало ей жизнь.

УЗАМ - 412
УЗАМ – 412

Другой проблемой был бензонасос, который в жаркое время года был склонен к перегреванию и автомобиль глох, его также меняли на «вазовский».  

Подвеска может быть была не самой комфортной или управляемой, но она полностью оправдывала себя со своими прямыми задачами, плохие дороги и большие нагрузки. Подвеска Москвича, это из разряда Нокиа 3300, что-то трудно ломаемое. А даже если поломалось, то руководствуясь книжкой, которую выдавали при продаже менялось без сервисов.

Москвич-412 под другими брендами

Так как автомобиль экспортировался во многие развитые страны Европы в больших количествах, вскоре его начали также собирать и за границей. К примеру, Иж-2715 был широко популярен в Финляндии, как Elite 1500, а «ижевский» пикап – как Elite PickUp. В Болгарии Москвичей собирали и продавали под именем Rila. Это продолжалось и с их последующими модификациями 2140 и 2141, но уже как Moskvitch Balkan.

Москвич-412 для финского производства с названием Elite 1500

Москвич-412 для финского производства с названием Elite 1500

Бельгийское предприятие Scaldia-Volga S.A. пошло немного иным путем и самостоятельно совершенствовала советские автомобили. Оснащая дизельными установками от Perkins и более «продвинутым» интерьером салона, выпускали их с названием Moskvitch Scaldia 1500. Кстати, сам автомобиль предлагался в разной комплектации (Normal, LS, Elita и Rally), что, соответственно, отображалось на его цене.

Позже, в той же Финляндии, появился официальный дилер завода МЗМА, который поставлял из СССР только машинокомплекты, а финны, во время сборки, использовали собственную отделку салона и даже кое-что меняли из технических характеристик.

Экспортная решетка 412-го Москвича

Экспортная решетка 412-го Москвича

М-412 за рубежом

История автомобиля «Москвич»: основные вехи, модели
1968 год. Рекламный листок Автоэкспорта с рекламой Москвичей −408 и −412. Проводилась рекламная акция: к каждому Москвичу, проданному на автосалоне в Англии, прилагалась фотокамера ФЭД.

Москвич-412 широко предлагался на внешнем рынке вплоть до середины 1970-х годов. География экспорта включала как страны соцлагеря, так и западно-европейские государства (Франция, Бельгия, ФРГ, Финляндия, Греция и другие), а также страны Латинской Америки (Куба, Никарагуа, Ямайка, Панама). На экспорт М-412 шёл под брэндами, представляющими собой различные варианты латинизированного написания слова «Москвич» — Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; или (на некоторые рынки) как Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500 (так же на финских рекламных листках встречается обозначение Elite 1500 Cavalier), и пользовался до середины семидесятых относительно неплохим спросом, в том числе в странах Западной Европы. Экспортные машины отличались улучшенным оформлением, до 1969 года четырёхфарной системой головного освещения (но не всегда), и хромированными молдингами на порогах.

Следует заметить, что «некондиция» этих модификаций, признанная ОТК негодной для экспорта, как правило шла на внутренний рынок. Вопрос с обозначениями автомобилей, продававшихся за рубежом, является так же сложным и запутанным, так как на разных рынках использовались самые разные обозначения. Здесь приведены лишь наиболее часто встречающиеся.

Спортивные успехи

Но, несмотря на все недостатки, 412-й Москвич умудрился громко заявить о себе на весь мир благодаря спортивным успехам. В 1968 году на старт марафона Лондон-Сидней протяженностью 16 000 км вышло четыре Москвича-412. В итоге все и благополучно добрались до финиша. А команда АЗЛК заняла 4-е место в командном зачете.

Москвич-412 несется по Лондону на марафоне Лондон-Сидней 1968 года.

В 1970 году состоялся легендарный супермарафон Лондон-Мехико протяженностью 26 000 км. Из пяти стартовавших экипажей финишировали три. Команда АЗЛК завоевала бронзу в командном зачете. А лучший из Москвичей с бортовым номером 28 под управлением Леонтия Потапчика, Юрия Лесовского и Эдуарда Баженова финишировал 12-м! Это была маленькая, но большая победа.

Экипаж Леонтия Потапчика, который занял 12-е место на марафоне Лондон-Мехико.

В 1971-м наши Москвичи заняли 5-е и 6-е места в суточном марафоне «24 часа Спа».

Еще успешнее 412-е Москвичи выступали в Туре Европы. В 1971 году экипаж на Москвиче-412 занял третье место (второе место досталось советской новинке ВАЗ-2101), попутно завоевав «золотой кубок» за первое место в командном зачете. В том же году наши Москвичи приняли участие в гонке «24 часа Спа». На трассе в Арденнах финишировали два из трех автомобилей, заняв пятое и шестое места в своем классе. А уже в 1974 году легендарный советский гонщик Стасис Брундза выиграл Тур Европы на все том же Москвиче-412.

Самым большим триумфом 412-го в мировом автоспорте стала победа Стасиса Брундзы в Туре Европы 1974 года.

К сожалению, 412-й стал последней по-настоящему успешной моделью завода. После этого Москвич стал откатываться в тень ВАЗа, из которой так и не смог выйти. В начале XXI века завод ушел в историю.

Модельный ряд москвич

Первый Москвич-400-420 был выпущен 4 декабря 1946 года и отличался от Опеля Кадет усиленным генератором (100 Вт), регулировочными данными и меньшей максимальной скоростью. Машина выпускалась на производственной линии Рюссельхайма, вывезенной СССР из побежденной Германии в 1945 году. Москвичи 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова – четырехдверный седан – обозначалась индексом «420». Внешнее сходство «Москвича» и «Опеля» было почти полным. Но чтобы запустить в производство «Москвича» конструкторам и технологам завода пришлось переработать весь автомобиль, потому что весь крепеж, вся арматура была дюймовой (Опель тогда принадлежал американской GM). Нужно было в кратчайшие сроки заменить все на отечественные аналоги в метрической системе. Одновременно с этим в конструкцию вносились изменения. Когда машина была полностью готова к производству, по предложению заместителя главного конструктора Дыбова она получила название

В период 1949-1952 годов завод выпускал Москвичи-400-420А с кузовом седан и кабриолет. У кабриолета брезентовая крыша могла скатываться. С целью усиления кузова, ослабленного после удаления крыши, были внесены следующие изменения: брусьям верхнего обвода дверей придали замкнутое сечение, ввели диагональные раскосы в нижней части пола, а также усилители в верхней части передней стойки и ряде других мест. Но из-за недолговечности тента, который очень быстро перетирался в местах сгибов и в дождь вода попадала в салон, модель была не очень распространена и вскоре была снята с производства, хотя выпуск седана еще продолжался. В отличие от 420-го кузова, автомобилей с кузовами модели 420А практически не сохранилось. Причиной тому – ослабленная конструкция машины и ее малый тираж (всего выпущено 17 742 экземпляра).

В 1951 году была выпущена партия автомобилей Москвич 400-420Б специально для нужд людей с ограничеными возможностями. По сути это тот же самый автомобиль, что и базовый Москвич 400-420, только с ручным управлением для инвалидов.

Автомобили Москвич-400-420М являлись медицинскими версиями базового автомобиля Москвич-400-420. Машина использовалась для перевозки медицинского персонала, обслуживания больных на дому. Такие автомобили окрашивались в темно-синий цвет, на лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста. Салон был обит специальным материалом — текстовинитом, позволяющим легко мыть и проводить дезинфекцию.

С 1948 по 1950 год завод намеревался выпускать автомобиль Москвич 400-421 с пятидверным кузовом типа «универсал», с использованием деревянных комплектующих. В 1949 году было построено несколько опытных образцов, но в серию машина не пошла.

В 1949 году был выпущен заводом фургон Москвич 400-422 грузоподъемностью 200 кг изготавливался из металла и деревянных брусьев, и выпускался в период с 1948 по 1956 годы. Использовался автомобиль в основном для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов. Фургоны, имевшие несущий пол, обильно нагруженный деревом, были рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Изношенные машины передавали в автошколы, где учащиеся знакомились по ним с устройством автомобиля.

С 1954 года начат выпуск автомобиля Москвич-401, который в чистом виде, не считая задних дверей, был копией Опель Кадет К38 1938 года выпуска. Выпускались эти автомобили на оборудовании вывезенном из побежденной Германии. С 1955 года завод начал устанавливать двигатель от модели Москвич-402. Снят Москвич-401 с производства в 1956 году. Технические характеристики: Число мест – 4, Габариты: Д – 3855 мм, Ш – 1400 мм, В – 1545 мм База – 2340 мм Клиренс – 190 мм Колесная формула – 4х2; Снаряженная масса – 885 кг Двигатель карбюраторный R4/4 Рабочий объем – 1074 см³ Мощность – 26 л.с. при 4000 об./мин. Разгон 0-100 км/ч – 33 с Максимальная скорость – 90 км/ч

В 1956 году был выпущен первый экземпляр Москвич-402. Серийная машина в кузове седан стала именоваться только одним индексом, что означало только двигатель, а индекс кузова прекратили вписывать. А вот на модификациях (универсал, полноприводный седан, полноприводный универсал) Москвича-402 наоборот писали индекс кузова, а мотора не вписывали. Салон Москвича-402 был гораздо просторней и комфортабельней, чем у предыдущих моделей, в нем вполне могли разместиться пять человек. Передние сиденья регулировались, их спинки можно было откинуть назад. На новую модель устанавливались панорамные цельные ветровое и заднее стекло. Автомобиль Москвича-402 имел рычажно-пружинную переднюю подвеску с телескопическими амортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости, тормозные механизмы барабанного типа с плавающими (самоустанавливающимися) колодками. В стандартную комплектацию машины входили радиоприемник, отопительная система, обогрев ветрового стекла, а также автоматически выключающиеся при возврате рулевого колеса в исходное положение повороты. Электрооборудование было заменено на 12-вольтовое. Главным недостатком 402-й модели можно считать доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший, нижнеклапанный двигатель объемом 1220 см³, развивавшим мощность 35 л. с. при 4200 об/мин. Максимальная скорость автомобиля составляла 110 км/ч. На 100 км путь расходовалось 9 л бензина. Серийное производство Москвича-402 было свернуто в 1958 году в связи с освоением новой модели с усовершенствованным двигателем – Москвич-407. Серийных Москвичей–402 с кузовом «седан» в разных модификациях – такси, для медицинской службы, с ручным управлением – было изготовлено за весь выпуск 87658.

Автомобиль Москвич-403 представлял собой переходную модель от Москвича–407 к Москвичу–408 и выпускался с 1963 по 1965 год параллельно с ними. Автомобиль комплектовался кузовом и двигателем от Москвича–407, а передняя подвеска, рулевой механизм, тормоза от перспективного Москвич–408. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, а сцепление получило гидропривод. Автомобиль Москвич-403 получил стеклоомыватель и руль новой формы, впоследствии устанавливался на модели 408, 412 и их модификации, а так же на ижевские машины. Единственное внешнее различие между моделями Москвич-403 и Москвич–407 заключалось в задних фонарях в хромированном корпусе. До июня 1965 года МЗМА выпустил 105723 седанов разных модификаций. Также выпускалась модификация

В 1949 году была построена небольшая партия автомобилей Москвич 403Э-424Э, которые имели новые навесные панели кузова и капот аллигаторного типа, но основной каркас и шасси остались без изменений. Чтобы внедрить новый кузов (424) в производство, необходимы были новые штампы, которые МЗМА самостоятельно изготовить не мог. Денег на приобретение штампов выделено не было и облагороженный Москвич в серию не пошел. Уцелевший автомобиль из этой партии на сегодняшний день выставлен в Рижском автомобильном музее. В 1951 году на МЗМА на базе экспериментальной модели Москвич 403Э-424Э были построены два опытных образца спортивного автомобиля с кузовом «купе». На автомобиле для разных соревнований использовался либо опытный двигатель модели 403, либо форсированный модели «400», у которого головка и впускной коллектор были отлиты из алюминия, а фазы газораспределения изменены. Двигатель имел масляный радиатор, впускные клапаны увеличенного диаметра.

В 1954 году появился Москвич-404 спорт, который был специально разработан для гонок. Кроме двигателя все агрегаты были от Москвича-400, а приставка

Модернизированный автомобиль Москвич-402 превратился в Москвич-407, который начал выпускаться с 1958 года по 1963 год. Новый двигатель модели 407 получил новую алюминиевую головку цилиндров с верхними клапанами. При рабочем объеме 1360 куб. см двигатель развивал мощность 45 л.с. C 1959 года автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м году – гипоидный задний мост. Несколько лет подряд более половины выпуска Москвичей-407 уходили на экспорт. Причем, «Москвич» пользовался спросом не только в социалистических странах, но и в таких странах как Финляндия, Норвегия и Франция. Именно ради наращивания экспортной программы Москвича-407 с конвейера были сняты полноприводные модели Москвич-410Н и Москвич-411. Модели 402 и 407 внешне различались очень незначительно. На Москвич-407 заводская команда участвовала в ралли «Тысяча озер» в Финляндии и ралли «Акрополис» в Греции.

Производство автомобиля Москвич-408 было начато осенью 1964 года, хотя проект разработки начался в 1959 году, и машина выглядела очень современно и элегантно. Среди технических новшеств автомобиля Москвича-408 следует отметить автоматическую регулировку зазора тормозных колодок. Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13

Автомобиль Москвич-410 был создан на базе модели 402-й и был автомобилем повышенной проходимости — имел два ведущих моста и зависимою подвеску всех колес на продольных рессорах. В отличие от базовой модели автомобиль Москвич-410 получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ-М20В, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей, двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением и гидравлические амортизаторы рычажного типа. Шины ставились на модель увеличенной размерности 6,40—15

На основе автомобиля Москвич-410Н выпускался универсал Москвич-411, с кузовом от модели Москвич-423Н. Всего было выпущено 1515 экземпляров данной модели. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х годов из-за недостатка у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы.

Главным отличием автомобиля Москвича-412 был двигатель УЗАМ-412, созданный на основе двигателя BMW-M10 образца 1961 года и заметно отличался от большинства тогдашних автомобильных двигателей. Главная особенность двигателя — это наклоненный вправо по ходу движения блок цилиндров на 10°, что позволило сделать двигатель более компактным. Двигатель был оснащен алюминиевым блоком цилиндров, алюминиевой головкой цилиндров, алюминиевый масляный картер, крышка головки, впускной коллектор и другие детали.

Камера сгорания имела полусферическую форму, поскольку именно такая форма обеспечивала наилучшие условия сгорания воздушно-топливной смеси. Блок цилиндров был выполнен со стальными сменными гильзами, которые позволяли капитально ремонтировать двигатель, а не менять его целиком. При рабочем объеме в 1480 см³, двигатель УЗАМ-412 развивал мощность в 75 л.с.

В декабре 1969 года автомобиль Москвич-412 уступил свое место на конвейере модифицированному Москвич-412ИЭ. Выпускались экспортная модификация Москвич-412Э, Москвич-412Ю, предназначенный для районов с жарким климатом, медицинская модификация Москвич-412М, модификация для стран с правосторонним движением Москвич-412П, автомобиль для службы такси Москвич-412Т и Москвич-412И (для рынка Швеции с повышенной пассивной безопасностью). Все эти модификации после модернизации декабря 1969 года получили дополнительный буквенный индекс.

В 1958 году руководство автопрома решает начать производство малолитражного автомобиля повышенной проходимости. Такая задача решалась впервые и была сделана принципиально новая конструкция автомобиля. Конструкция кузова стала иной — он стал двухдверным и более коротким, использовалась очень жесткая лонжеронная рама. Мосты и подвеска остались те же Москвич-410. Новая модель проектировалась в двух вариантах — с мягким брезентовым верхом (Москвич-415) и с жестким металлическим (Москвич-416).Но в силу разных обстоятельств идея малолитражного внедорожника постепенно умерла. на свет. Появление малолитражного внедорожника было отложено на 17 лет, до создания на ВАЗ.

На базе Москвича-402 в 1957-1958 годах выпускался первый в стране пятидверный универсал Москвич-423. В его конструкции использовались те же дизайнерские решения. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473мм и шириной 1220мм. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5мм шире, чем у базовой модели. Задняя пятая дверь открывалась налево.

Автомобиль Москвич-403 представлял собой переходную модель от Москвича–407 к Москвичу–408 и выпускался с 1963 по 1965 год параллельно с ними. А с 1963 по 1967 год выпускался автомобиль Москвич-424, с типом кузова — универсал. Модель копировала Москвич-403. Окончен выпуск универсалов Москвич-424 в 1967 году. Техническая характеристика: длина – 4055мм, ширина – 1540мм, высота – 1600мм, база – 2370мм; Двигатель: карбюраторный R4/4 объем — 1358 см³ мощность — 45л.с. при 4500 об/мин; максимальная скорость – 105 км/ч; число передач – 4; размер шин – 5.60 – 15

В 1967 году был выпущен универсал Москвич-426 на базе Москвич-408. На автомобилях до 1972 года багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Впоследствии задняя дверь стала «одинарной» и откидывалась только вверх.

Видео обзор

Заключение

Москвич 412 производился в 1967-1976 годы в Москве. А в Ижевске его собирали до 1998 года. Кстати, ижевская сборка считалась более качественной. Многие машины можно увидеть в каждодневной эксплуатации до сих пор, они намного пережили свой завод, от которого теперь уже даже не осталось и стен.

спортивный Москвич 412
спортивный Москвич 412

Впрочем Москвич, можно назвать по-настоящему отечественным автомобилем, который был призван решать задачи связанные со спецификой нашей страны и создавался без оглядки на Запад.

Источники

  • https://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/3475-istoriya-avtomobilya-moskvich-osnovnye-vehi-modeli.html
  • https://autopeople.ru/article/obzory/6845042.html
  • https://2drive.ru/ussr-moskvich-412/
  • https://avtoclassika.com/e/moskvich-412-history/
  • https://oSSSR.ru/technic/avto/moskvich-412/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1046660
  • https://koleso.temaretik.com/1767283242176088943/moskvich-412-vot-kak-sovetskie-inzhenery-peredelali-dvigatel-bmw/
  • https://www.drive2.ru/b/1761731/
  • https://all-auto.org/321-obnovlennyy-russkiy-avtomobil-moskvich-412-sedan.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtogide - автомобильный журнал