Что такое воинский учёт автомобилей, какие модели он затрагивает и что делать владельцам

Что такое воинский учёт автомобилей. Частичная мобилизация подразумевает привлечение не только человеческих ресурсов, но и транспортных средств. Подобная процедура предусмотрена давно, но есть некоторые тонкости. В России давно существует понятие военно-транспортной обязанности, в соответствии с которой автомобили определённых категорий ставятся на особый учёт в военкоматах. Разбираемся, какие именно модели он затрагивает и как происходит регистрация таких транспортных средств.

Система воинского учёта транспорта действует ещё со времён СССР — и касается она как частных автовладельцев, так и организаций. Предполагается, что государство может изъять у автовладельцев машины и спецтехнику для нужд Вооружённых Сил России, обеспечения обороны и безопасности государства. Понесённые в связи с этим убытки компенсируются государством в объёмах, которые устанавливает Правительство РФ.

Кого касается частичная мобилизация транспорта

Система воинского учёта существует со времён СССР и касается как частных лиц, так и организаций. В конце 90-х появился Указ Президента РФ от 02.10.1998 г. № 1175 “Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности”, в котором сказано, что в случае необходимости мобилизация транспорта распространяется не только на компании и юридические лица, но и на обычных граждан.

Этот комплекс мероприятий нужен для качественного и своевременного обеспечения автомобилями ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований. В редакции от 22.10.2015 № 52 указ был расширен и дополнен. Также с 2014 года действует приказ министра обороны № 151 с перечнем транспортных средств, где сказано, что в первую очередь могут потребоваться большегрузные и специальные автомобили, с помощью которых можно перемещать не только грузы, но и людей. Но гражданские автомобили тоже могут реквизировать в случае необходимости.

Для тех, у кого эта информация вызывает панику в духе, что делать, если я лишусь автомобиля, существует уточнение, что возможные убытки компенсируются государством. Да и, как уже говорилось, далеко не все автомобили подлежат изъятию для нужд армии.

Воинский учёт автомобилей – какие машины подлежат в 2022 году

В России с 2014 года действует приказ министра обороны №151 с перечнем транспортных средств, которые предоставляются Вооружённым Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям.

В этом перечне 5 разделов: колёсные транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, тракторы, дорожно-строительные машины и механизмы, подъёмно-транспортные машины и механизмы, а также другие машины и механизмы. Каждый раздел содержит перечень конкретных транспортных средств, и этот список довольно велик.

В число таких транспортных средств входят автомобили категории M1G — это машины, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 пассажирских мест, а также обладающие повышенной проходимостью. Критерии повышенной проходимости обозначены в техрегламенте: это привод на все колёса, хотя бы один механизм блокировки дифференциала, дорожный просвет под осями не менее 180 мм, углы въезда и съезда не менее 25 и 20 градусов соответственно, возможность преодолевать 30-процентный подъём. То есть под эти нормы можно отнести практически любой внедорожник и существенную часть кроссоверов!

Также в перечень попадают более крупные машины категории N1G, требования к которым чуть проще: полный привод, одна блокировка и возможность преодоления 25-процентного подъёма. Сюда входят, например, все УАЗы, а также полноприводные «Соболи» и «ГАЗели».

Учёту подлежат и автобусы категорий M2 и М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает (или, в случае с М3, превышает) 5 тонн.

Воинский учёт автомобилей – как ставят машины

Постановка вышеперечисленных транспортных средств на воинский учёт производится в военных комиссариатах местных муниципальных образований. Но делать это самостоятельно не нужно: все необходимые сведения военный комиссариат получает из ГИБДД самостоятельно, формируя собственную базу данных по видам и типам транспорта, маркам и госномерам.

Отдельно ставить на воинский учёт внедорожники и кроссоверы, а также автобусы и спецтехнику, как это требовалось раньше, сейчас не нужно: эту информацию военкомат также получит из ГИБДД. Поэтому и при постановке машины на регистрационный учёт инспектор МРЭО не вправе требовать какой-либо документ из военкомата.

В каком случае государство может потребовать автомобиль

Система воинского учёта транспорта предполагает, что государство может временно изъять автомобиль нужного типа, если он требуется для нужд армии. А потом — компенсировать владельцу возможные издержки. Однако чётко прописанного в законах порядка действий при такой потребности нет.

Важно понимать, что в первую очередь эта обязанность затрагивает федеральные органы власти, местные власти, органы местного самоуправления. Далее идут организации, в собственности которых есть транспортные средства (сюда же входят порты, пристани, аэропорты, автозаправочные и ремонтные станции и т.д.). Граждане-владельцы транспортных средств — последние, к кому военное ведомство будет обращаться за автомобилями.

При этом, прежде чем запускать подобную процедуру, необходимо провести весьма серьёзную подготовительную работу: определить места хранения транспортных средств, подготовить документы, которые будут выданы собственникам, назначить ответственных за дальнейшую эксплуатацию машины, определиться с порядком компенсации владельцам.

Наконец, сам по себе порядок изъятия транспортных средств и компенсаций за них должен быть прописан в приказах о мобилизации в регионах. До тех пор, пока эти меры нигде не прописаны, забрать автомобиль у владельца никто не может.

Повестка в военкомат для автомобиля

Воинский учёт автомобилей  – машины ставят на учёт в военкоматах, при этом от владельца никаких действий не требуется: все данные поступают в Минобороны из ГИБДД автоматически. В военкоматах есть собственная база данных по видам и типам транспорта, маркам и госномерам. Раньше нужно было ставить на воинский учёт внедорожники, кроссоверы, автобусы и спецтехнику. Но эти времена прошли и теперь они также автоматически попадают в нужную базу.

Теперь самое интересное. В каком случае государство может потребовать у гражданина автомобиль для мобилизации? Чётко установленного в законах порядка действий нет, но вероятность того, что представители военкомата придут к отдельно взятому гражданину и заберут у него личный автомобиль, крайне мала.

В первую очередь обязанность поставлять машины для фронта ложится на плечи федеральных органов власти, на региональные власти, а также на органы местного самоуправления и подведомственные им организации. Далее следуют коммерческие и некоммерческие организации, у которых на балансе есть нужная техника. На органы власти и организации могут накладываться дополнительные требования, включая содержание ТС в состоянии полной готовности. Также от организации могут потребовать провести “подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества в соответствии с мобилизационными заданиями” (пункт 14 из “Общих положений Указа президента от 2 октября 1998 г. № 1175”).

Что касается рядовых граждан, то они последние, у кого военкомат может потребовать автомобиль.

И ни в коем случае это всё не делается на скорую руку в стиле “пришли, забрали и ушли”. Сначала проводится подготовительная работа, определяются места, где будут храниться автомобили, формируется пакет документов, которые будут выдаваться собственникам при сдаче машины. Назначаются ответственные за дальнейшую судьбу авто, а также рассчитывается размер минимальной компенсации на случай уничтожения или утраты автомобиля.

Сам порядок мобилизации автомобилей и процедуры компенсации должен быть указан в региональных приказах о мобилизации. Пока процедура не регламентирована в регионах, никто не может просто так прийти и забрать машину у автовладельца. Юристы отмечают, что изъятие автомобилей у частных лиц невозможно без объявления военного положения во всей стране или на её части. Огромный процент автомобилей вообще малопригоден для использования в военно-полевых условиях, если речь идёт о нормальной армии: в армии ездят не только по асфальту, а зачастую там, где его нет в принципе. Для такого подавляющее большинство автомобилей не подходит.

Наказание за игнорирование приказа о мобилизации автомобиля давно определено: это штрафы по статье 19.25 КоАП: для физических лиц — 300–500 рублей, юрлиц — до 20 тысяч. Важно также не путать мобилизацию машин с призывом на службу. Уголовной ответственности в случае непредоставления автомобиля по требованию военного комиссариата не предусмотрено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtogide - автомобильный журнал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: