История автомобильной марки и завода ЗАЗ – Запорожский автомобильный завод» (ZAZ), украинская фирма по производству легковых автомобилей марок «Запорожец» и «Таврия». Штаб-квартира находится в Запорожье. История крупнейшего украинского автомобильного завода началась в 1863 году.
История автомобильной марки и завода ЗАЗ
В 1863 в городе Александров (так назывался до 1921 город Запорожье) был основан заводик по производству сельскохозяйственных орудий. После Октябрьской революции он был реконструирован и расширен, в годы первых пятилеток стал выпускать комбайны. Во время Великой Отечественной войны был полностью разрушен, а после ее окончания восстановлен и переоснащен – в 1960 на заводе начался серийный выпуск первых малолитражных автомобилей «Запорожец» (модель ЗАЗ-965). За советский период истории завода было освоено несколько моделей «Запорожца», который, несмотря на свое несколько обидное прозвище «консервная банка», все же постепенно завоевывал популярность (эта была самая дешевая легковая машина в годы застоя).
В конце 70-х годов с конвейера завода сошел модернизированный автомобиль ЗАЗ-968М-03 с двигателем мощностью 45 л.с.
В 1987 начался выпуск более современной и комфортабельной модели «Таврия».
К началу 90-х годов ЗАЗ довел выпуск своей продукции до 80 тысяч автомобилей в год. Но после распада Советского Союза для завода начались тяжелые времена. Производство упало, на очередь дня встал вопрос коренной перестройки всей работы завода. Тем не менее ЗАЗ очень медленно, но верно выбирался из тяжелейшей кризисной ситуации. Выпуск автомашин в 1995 составил 103 тысячи штук. Украинское руководство, прекрасно понимая, что без зарубежных фирм не обойтись (идут интенсивные переговоры с корейской фирмой Daewoo и американским концерном General Motors), все-таки пытается наладить выпуск отечественных автомобилей. Речь идет о трехдверной ЗАЗ-1102 «Таврия» и ее пятидверной модификации ЗАЗ-1105 «Дана», оснащенных двигателями мощностью 51 л.с.
После того, как в мае 1998 года удалось уладить последние юридические формальности и совместное предприятие под названием «АвтоЗАЗ- Daewoo» получило «путевку в жизнь», в судьбе лидера украинского автопрома произошли существенные перемены.
В 1998 году завод начал сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создаётся ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией „АвтоЗАЗ-Daewoo“» (укр. скорочена назва: ЗАТ „АвтоЗАЗ-Деу“, повна назва: Спільне українсько-корейске підприємство з іноземною інвестицією у форм закритого акцонерного товариства „АвтоЗАЗ-Деу“), в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа». Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП «АвтоЗАЗ — Daewoo» назначен А. Н. Сотников. На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.
В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»), созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo. Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»), в массовом производстве вскоре заменённая на ЗАЗ-1103 «Славута».
История ЗАЗ 2000-е
На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа.
В 2003 году концерн «Daewoo» продаёт свою долю в совместном предприятии, завод меняет название и превращается в закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод» (укр. Спільне українсько-корейске підприємство з іноземною інвестицією у формі закритого акціонерного товариства „АвтоЗАЗ-Деу“ перейменовано в закрите акціонерне товариство з іноземною нвестицією „Запорізький автомобілебудівний завод“ (ЗАТ „ЗАЗ“) — Наказ №1 від 04.01.2003 р.).
В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).
23 декабря 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.
В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».
В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».
В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.
19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия.
Произведено техническое переоснащение прессового производства, модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов: на прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода. В состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann».
В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она ещё выше)[12]: ЗАЗ Lanos Hatchback,ЗАЗ Sens и «ZAZ Chance»; модели таврического ряда: ЗАЗ-1103 «Славута» и пикап; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d, трёхдверный спортивный хэтчбек) и Kia Sportage, но в серийное производство модели KIA не пошли.
В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции. В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.
10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия.
История ЗАЗ 2010-е
В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учётом нерентабельности в связи с сокращением спроса.
В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество (укр. Закрите акціонерне товариство з іноземною нвестицією „Запорізький автомобілебудівний завод“ (ЗАТ „ЗАЗ“) перейменоване в публічне акціонерне товариство „Запорізький автомобілебудівний завод“ (ПАТ „ЗАЗ“) — Наказ № 78 від 11.04.2011 р.), при этом завод технологически остается связанным с GD-DAT: с 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года.
13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планировал начать продажи модели в России. 23 ноября 2012 года завод приостановил производство до 6 февраля 2013 года.
В октябре 2013 года ЗАЗ стал одним из трёх предприятий Украины по приёму и разборке транспортных средств в соответствии с программой утилизации автомашин.
В июле 2014 года завод выпустил только восемь автомашин. 18 июля 2014 администрация завода приняла решение о сокращении 2,1 тысячи работников. В августе 2014 завод перешёл на трёхдневную рабочую неделю. В конце 2014 года завод фактически остановил выпуск автомобилей, производя только запчасти.
По сравнению с 2014 годом, в 2015 году продажи ЗАЗа сократились с 7 463 до 2 893 авто, а доля рынка — с 8 до 6,23 %. В 2015 году автозавод выпустил 3937 единицы автотранспорта (на 71 % меньше, чем в 2014 году). Предприятие по сравнению с предыдущим годом сократило выпуск легковых автомобилей на 71 % — до 3 624 ед. В январе 2016 года завод остановился и перешёл на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают 20 тыс. авто Lanos в год. На заводе работает чуть больше 1 тысячи человек. В мае 2016 года ЗАЗ презентовал концепт Slavuta Nova, который был разработан совместно c Chery Automobile однако говорить о серийном производстве не приходится.
По состоянию на конец 2016 года после длительного простоя возобновлено производство автомобилей и автобусов. В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo. Фургон Vida является собственной разработкой ZAZ: у Chevrolet Aveo предыдущего поколения, точной копией которого является Vida, версии с кузовом фургон не было.
По итогам голосования Общих сборов акционеров, произошедшего 26 декабря 2016 года, 100 процентами голосов, при полном отсутствии против, не голосовавших, воздержавшихся и испорченных бюллетеней, ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод» в очередной раз сменил форму собственности и название на «Частное акционерное общество „Промавтоинвест“». 27 декабря в Едином государственном реестре юридических лиц «АвтоЗАЗ» был зарегистрирован как ЧАО «Промавтоинвест»
29 ноября 2017 года производство ZAZ Lanos было прекращено.
Завод в 2017 году сократил чистый доход на 15 % к предыдущему году — до 434,62 млн грн, чистый убыток снизился в 2,1 раза — до 287,75 млн грн. По данным финансового отчета предприятия за 2017 год, к началу текущего года общая сумма задолженности ЗАЗ составляла 4 млрд 416,7 млн грн, в том числе кредиты банков 1 млрд 775 млн грн (из них кредитная линия в Проминвестбанке с непогашенной частью долга более 1 млрд грн, срок погашения июнь 2022 года, кредитная линия в Укрэксимбанке — непогашенная часть 675,3 млн грн, срок погашения декабрь 2030 года).
За 10 месяцев 2018 года завод выпустил только 118 автотранспортных средств, в том числе 85 коммерческих авто и 33 автобуса. В 2018 году предприятие не выпустило ни одной легковой автомашины, но продолжало изготавливать кузовные детали.
6 декабря 2018 года начата процедура банкротства завода.
В мае 2019 года имущество ЗАЗа выставлено на торги, распродажу имущества осуществляет Украинская Центральная универсальная товарная биржа.
История ЗАЗ 2020-е
По данным «Укравтопрома», в 2020 году ЗАЗ нарастил выпуск автотранспортных средств более чем в 10 раз по сравнению с 2019 годом — до 885 единиц. Рост произошел из-за возобновления выпуска автомобилей — до 816 ед., тогда как в 2019 — 0 ед. Производство автобусов упало на 2,8 % — до 69 ед.
В целом, за 2020 год Украина сократила производство автотранспортных средств на 31,8 % по сравнению с 2019 годом — до 4952 ед. Выпуск легковых автомобилей упал на 33 %, до 4202 ед, коммерческого транспорта — на 62,5 %, до 51 ед., а автобусов — на 20,2 %, до 699 ед.
В марте 2020 года завод начал пробное производство автомобилей марки LADA: седана Vesta, кроссовера XRAY и универсала Largus. Машины начали поставлять дилерам. О серийном выпуске пока речь не идёт.
В сентябре 2020 года была подтверждена информация про начало сборки АвтоЗАЗом автомобилей марки Renault Arkana. В течение года завод проходил модернизацию, чтобы соответствовать международным требованиям
За первые 8 месяцев Запорожский автомобилестроительный завод произвёл более 2 тысяч легковых автомобилей.
В августе 2021 года стало известно, что завод начнёт серийное производство городского автобуса на базе одной из моделей Mercedes-Benz.