Шевроле Ланос: Система охлаждения — особенности конструкции. Система охлаждения двигателя (рис. 5.15) – жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.
Система заполнена жидкостью на основе этиленгликоля (антифриз), которая не замерзает при температуре окружающей среды до -40 ° C.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 67.
Не рекомендуется заливать систему охлаждения водой, так как антифриз содержит антикоррозионные и противопенные присадки, а также добавки, предотвращающие образование известкового налета.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания его паров и контакта с кожей.
Своевременно устраняйте утечку в системе охлаждения, чтобы пары хладагента не попали в салон во время работы. Ваше здоровье дороже новой трубки системы охлаждения или трубки герметика!
Помимо радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, система включает литой рубашку охлаждения двигателя, которая окружает стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя автомобиля.
Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая автоматически поддерживается с помощью термостата в диапазоне 90-100 ° С. Радиатор с горизонтальным потоком жидкости (рис. 5.16),
Рис. 5.16. Радиатор системы охлаждения и электровентиляторы:
1 – сливной клапан;
2 – бак для отходов;
3 – сердечник;
4 – главный электровентилятор;
5 – дополнительный электровентилятор;
6 – сливной бак: 7 – кожух дополнительного электровентилятора;
8 – кожух главного электровентилятора
с алюминиевым трубчатым сердечником 3 и пластиковыми баками 2 и 6. В нижней части левого бака 2 трубы, соединяющей радиатор с расширительным бачком, находится сливной клапан.
Расширительный бак 33 (см. Рисунок 5.15)
Рис. 5.15. Элементы системы охлаждения:
1- электровентилятор;
2 – кожух электровентилятора;
3.34 – гайки;
4.7, 9, 10, 12, 13.15, 17.18, 20. 25.27.30, 32, 36, 38.39.41, 43, 45 – хомуты;
болты 5,28, 46,47,50;
6 – подающая трубка подогрева дроссельного узла;
8 рубашек;
11 – патрубок подвода отопителя;
14 – байпасная труба;
16-выводная трубка нагревателя;
19-отводная трубка подогрева дроссельной заслонки;
21 – корпус термостата;
22 – уплотнение полотняного кольца крышки термостата;
23 – термостат;
24 – патрубок водяного насоса;
26 – патрубок отвода водяного насоса;
29 – патрубок соединительный;
31 – жидкостный патрубок расширительного бачка;
33 – расширительный бачок;
35 – крышка расширительного бачка;
37 – патрубок отвода пара расширительного бака;
40 – шланг подачи радиатора;
42 – радиатор;
44 – патрубок отвода радиатора;
48 – кронштейн крепления радиатора;
49 – подушка крепления радиатора верхняя;
51 – нижняя подушка крепления радиатора
служит для компенсации переменного объема теплоносителя в зависимости от его температуры. Бак выполнен из полупрозрачного пластика. На его стенках нанесены отметки «max» и «min» для проверки уровня охлаждающей жидкости; в верхней части – наливная горловина, герметично закрытая пластиковой заглушкой 35, внутри которой расположены два клапана (впускной и выпускной), собранные в единый блок.
Выпускной клапан открывается при давлении 130-150 кПа (1,3-1,5 кгс / см), обеспечивая повышение температуры начала кипения теплоносителя и предотвращая интенсивное испарение. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в крышке открывается с разрежением около 3 кПа (0,03 кгс / см2) и пропускает воздух в расширительный бак.
Обслуживание пробковых клапанов очень важно для нормальной работы системы охлаждения и часто при возникновении проблем (закипание теплоносителя и т.д.) автомобилисты обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность сливного клапана приводит к снижению температуры кипения теплоносителя и его заклиниванию при закрытии, к аварийному повышению давления в системе, что может повредить радиатор и патрубки.
Водяной насос центробежного типа гарантирует принудительную циркуляцию жидкости.
в системе охлаждения он установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем газораспределительного механизма к механизму газораспределения.
Ось вращения шкива помпы выполнена эксцентрично относительно оси его корпуса, что позволяет регулировать натяжение ремня путем поворота корпуса вокруг оси.
Насос имеет герметичные подшипники, которые требуют повторного смазывания.
Насос не подлежит ремонту, поэтому в случае выхода из строя (утечки жидкости или повреждения подшипников) его заменяют целиком.
Термостат 23 (см. Рис. 5.15) с термочувствительной твердой заливной горловиной поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он устанавливается в специальное гнездо на передней поверхности блока цилиндров и прижимается к нему корпусом 21. При температуре охлаждающей жидкости до 87 ° C термостат полностью закрывается и жидкость циркулирует по небольшому контуру, в обход радиатора, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 87 ° C термостат начинает открываться, а при 102 ° C открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости в червячном радиаторе.
Электровентилятор 4 (см. Рис. 5.16) с семилопастным пластиковым рабочим колесом удаляет воздух из радиатора на малых скоростях движения автомобиля, в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда поступающего воздуха достаточно для охлаждения радиатора.
Для повышения эффективности вентилятор с помощью резиновых прокладок установлен в кожухе 8. Кожух, в свою очередь, крепится к радиатору в четырех местах.
На автомобилях, оборудованных системой кондиционирования, устанавливается дополнительный электровентилятор 5 с пятилопастной крыльчаткой, закрепленный на радиаторе через кожух 7.
Работой основного и вспомогательного электровентиляторов управляет электронный блок системы управления двигателем, который получает информацию от датчиков системы. Электронный блок через соответствующие реле вращает крыльчатки двухскоростных электровентиляторов. Агрегат включает основной вентилятор на низкой скорости вращения при температуре охлаждающей жидкости 93 ° C, на высокой скорости при 97 ° C, переключает вентилятор с высокой на низкую при 94 ° C, выключает его при 90 ° C. Агрегат включает дополнительный вентилятор на малой скорости, при включенном кондиционере переходит на высокую скорость при температуре охлаждающей жидкости 97 ° C или при достижении давления 1882 кПа в линии подачи кондиционера.
Шевроле Ланос – описание системы охлаждения
Моторы Lanos комплектуются штатной системой жидкостного охлаждения. Он включает в себя ряд деталей: радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, ТЭН и расширительный бачок.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости осуществляется по двум кругам – малому и большому. Рассмотрим схему циркуляции охлаждающей жидкости: водяная рубашка ГБЦ – патрубки – радиатор – водяной насос – термостат. В эту систему можно добавить обогреватель.
О целесообразности устройства
Помимо значительной функции охлаждения, устройство предназначено для снижения температуры в коробке передач, смазочных и выхлопных газов. Современная система охлаждения «Шевроле-Ланос» увеличивает температуру воздушных масс в системе отопления и вентиляции. Сочетание этих факторов дает положительный результат, продлевает срок службы двигателя и обеспечивает водителю комфортную езду. Инженеры придумали сложную схему – в нее входит огромное количество элементов, без каждого из которых аппарат не справится со своей «миссией». Без охлаждения машина заведется с места, но, проехав пару метров, остановится.
Как узнать что залито в систему охлаждения авто
Замена антифриза в Шевроле Ланос 1.5 не сложная процедура, но гораздо сложнее подобрать подходящую охлаждающую жидкость, которая обеспечит эффективную работу двигателя (а значит, обеспечит быстрый прогрев двигателя зимой и охлаждение летом). Какая охлаждающая жидкость лучше всего подходит для заливки автомобиля, подробно рассказывается в этом материале. Сегодня мы узнаем, как определить, какая охлаждающая жидкость заливается в систему охлаждения автомобиля Lanos, Sens и Chance, как определить необходимость замены, а также как заменить антифриз своими руками.
Если вы забыли или купили машину, но не узнали от предыдущего владельца, какой тип охлаждающей жидкости в ней использовался, вы можете узнать сами. В качестве охлаждающей жидкости используются два типа охлаждающих жидкостей: антифриз и антифриз. Чтобы узнать, какой тип охлаждающей жидкости заливается, нужно обратить внимание на следующие факторы:
- Морозостойкость: для этого не нужно ждать, пока прибудет холод. Наполните бутыль жидкостью из расширительного бачка и поместите в морозильную камеру. Если охлаждающая жидкость не замерзла через 20-30 минут, это качественный антифриз. Замерзание жидкости говорит о том, что в систему залил некачественный антифриз.
- Цвет: антифриз окрашен в синий цвет, а охлаждающая жидкость имеет несколько вариантов цвета. Если в баке есть жидкость синего цвета, велика вероятность, что антифриз будет заливаться в систему. Мало кто знает, но антифриз тоже выпускался красного цвета и имел температуру кристаллизации -65 градусов. Однако такие жидкости не были коммерчески доступны, а предназначались для использования в сложных полярных условиях.
- Использование ареометра – это специальный инструмент для определения плотности. Плотность антифриза находится в пределах от 1,073 до 1,079 г / см3, а антифриз имеет более низкий показатель плотности.
Антифриз, выпускавшийся в 70-х годах при СССР, отличался от современных аналогов высоким качеством. Помимо устойчивости к кипению и кристаллизации, антифриз менял цвет при уменьшении количества добавок. Когда синяя жидкость стала бесцветной, это означало, что ее нужно заменить. Выпуск качественного антифриза продолжался до 1990-х годов, после чего производство было сокращено и закрыто. Однако жидкости под названием «Тосол» продолжали выпускаться, но только на различных предприятиях Российской Федерации.
Современные производители антифризов делают это, используя неорганические соединения и другие вещества, не соответствующие стандартам. Это приводит к тому, что жидкости не работают более 2-х лет и имеют низкую температуру кипения (до 110 градусов). Исходя из сложившейся исторической ситуации с антифризами, сегодня многие автомобилисты предпочитают использовать зарубежные аналоги, что нельзя назвать неправильными. Воспользовавшись одним из вышеперечисленных способов, можно выяснить, что именно заливается в систему охлаждения Lanos.
Какой тип охлаждающей жидкости залит в Шевроле Ланос
При полной замене охлаждающей жидкости владельцы Шевроле Ланос рекомендуют антифриз G12.
Для начала нужно определиться, какую жидкость нужно заливать.
Согласно инструкции по эксплуатации автомобиля Шевроле Ланос, он должен быть залит жидкостью на основе этиленгликоля.
Рекомендуется прислушиваться к рекомендациям производителя и не добавлять в систему другие жидкости, включая воду.
Почему на Ланосах устанавливаются радиаторы разных размеров
На Ланосе устанавливаются радиаторы охлаждения разного типоразмера. Что является причиной этого? Наверняка вы обратили внимание, что под капотом Ланоса установлены теплообменники, которые имеют отличительные конструктивные особенности. В Lanos используются радиаторы двух типов:
- Широкая и короткая – устанавливаются на автомобили Lanos без кондиционера
- Плоские и длинные – используются на Lanos с кондиционером, а также на автомобилях, где может быть установлена система кондиционирования
В Lano с плоскими теплообменниками используются 2 охлаждающих вентилятора. Для охлаждения короткого теплообменника используется вентилятор.
это интересно!
Также следует знать, что на Lanos объемом 1,3 и 1,4 литра устанавливаются короткие радиаторы, охлаждаемые 1 вентилятором. В ланосах объемом 1,5 и 1,6 литра используются длинные теплообменники, охлаждаемые двумя вентиляторами.
Шевроле ланос система охлаждения схема
Никогда не заливайте воду в систему охлаждения. Во-первых, он замерзает при минусовых температурах, во-вторых, не имеет антикоррозионных свойств. Антифриз содержит добавки, предотвращающие пенообразование и образование накипи в системе.
Система охлаждения Шевроле Ланос с кондиционером – жидкостная, и жидкость принудительно циркулирует по ней. Система заполнена специальным составом, обычно называемым «антифриз». Даже при -40 градусах не замерзает.
Теперь давайте посмотрим на основные и наиболее важные компоненты системы охлаждения.
Описание системы охлаждения
Моторы Lanos комплектуются штатной системой жидкостного охлаждения. Он включает в себя ряд деталей: радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, ТЭН и расширительный бачок.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости осуществляется по двум кругам – малому и большому. Рассмотрим схему циркуляции охлаждающей жидкости: водяная рубашка ГБЦ – патрубки – радиатор – водяной насос – термостат. В эту систему можно добавить обогреватель.
Элементы и их роль
Стоит более детально рассмотреть все элементы, а также указать неисправности и способы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силовых агрегатов знакомы с элементами системы охлаждения двигателя. Но начинающие автомобилисты не знают, из чего состоит этот агрегат и каково назначение элементов, за что часто наказываются судьбой.
Элементы расширительного бака: 1 – крышка заливной горловины; 2 – верхний кронштейн для крепления бака; 3 – нижний кронштейн для крепления бака; 4 – патрубок патрубка отвода пара радиатора; 5 – патрубок впускного патрубка; 6 – патрубок шланга слива жидкости от нагревательного блока дроссельного узла
Термостат
Термостат – это элемент системы охлаждения автомобиля, который играет роль клапана, перенаправляющего поток охлаждающей жидкости с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Шевроле Ланос 87-103 градуса Цельсия. Когда автомобиль прогревается, термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет двигателю прогреваться быстрее и эффективнее. После достижения температуры жидкости 60-70 градусов термостат открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
При температуре 102 ° C термостатический клапан полностью открывается, и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где передает тепло окружающему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Через блок нагрева дроссельного узла и радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
Термостат по праву можно считать самой хрупкой деталью системы охлаждения автомобиля. Часто это происходит из-за того, что привод заклинивает, а двигатель перегревается или не нагревается. Самое простое решение проблемы – замена поврежденной детали.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор охлаждающей жидкости предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам радиатор охлаждается набегающим потоком воздуха, но летом этого недостаточно и вентилятор включен.
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластиковых баков, соединенных алюминиевыми трубками с ребрами охлаждения, расположенными в ряд. Жидкость поступает в радиатор через патрубок правого резервуара и выходит через патрубок левого резервуара.
1 – кронштейн с верхней монтажной подушкой; 2 – патрубок отвода пара; 3 – подающая трубка; 4 – правый бак; 5 – резиновая подушка нижнего крепления; 6 – сливная пробка; 7 – выходной патрубок; 8 – левый бак
Электровентилятор управляется автоматическим замыканием цепи с датчиком температуры, размещенным на блоке цилиндров. Если двигатель имеет форсунку, ЭБУ двигателя также включается в цепь датчика-вентилятора. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем, связанных с работой двигателя.
Электровентилятор управляется блоком управления двигателем, который получает информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в водяной рубашке головки блока цилиндров. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 95 ° C, вентилятор включается на малой скорости. При температуре жидкости 99 ° C блок управления включает высокую скорость вентилятора через тепловое реле. Когда температура охлаждающей жидкости падает до 87 ° C, электровентилятор выключается.
На автомобилях с кондиционером в качестве опции может быть установлен дополнительный электровентилятор, предназначенный для обдува теплообменника кондиционера. В этом случае блок управления двигателем также использует информацию от датчиков высокого и низкого давления системы климат-контроля для включения электровентиляторов. При включении кондиционера дополнительный электровентилятор радиатора системы охлаждения включается на малых оборотах до тех пор, пока жидкость не достигнет температуры 99 ° C или пока не будет достигнуто определенное давление на выходе из компрессора кондиционера. Как только указанные условия будут достигнуты, блок управления включает высокую скорость электровентилятора.
Расширительный бачок
Основное назначение расширительного бака – компенсировать перепад жидкости в системе охлаждения во время нагрева или охлаждения. Бак сделан из пластика. Чтобы можно было проверить уровень антифриза в системе, на баке отмечены максимально и минимально допустимые уровни. В крышке есть два клапана для входа и выхода воздуха с определенным давлением.
Ни в коем случае не заменяйте крышку расширительного бачка на аналогичную без клапанов, даже если она идеально подходит! В противном случае в системе охлаждения не будет давления, необходимого для нормальной работы.
Для чего расширительный бак?
Назначение расширителя в системе охлаждения Шевроле-Ланос сводится к одному – компенсировать разницу между жидкостью при нагреве и в процессе охлаждения. Для оптимального контроля уровня жидкости конструкторы придумали использование специальных этикеток, чтобы водителю было удобно.
важно помнить один существенный нюанс. На крышке контейнера есть два клапана, предназначенные для впуска и выпуска сжатого воздуха. Ни в коем случае нельзя заменять крышку расширителя на аналог без вентилей! Дело в давлении – оно не достигнет необходимого параметра для нормальной работы системы.
Водяной насос
Как уже было сказано в начале статьи, вода вынуждена циркулировать в системе охлаждения Шевроле Ланос. Делается это с помощью водяного насоса. Внутри насоса есть подшипники, которые не нужно смазывать, так как этот насос не подлежит ремонту. В случае поломки нужно покупать новый.
Патрубки и водяная рубашка
Трубы играют роль токопроводящего соединения и соединения между различными элементами системы охлаждения. Из-за их неисправности может произойти утечка охлаждающей жидкости и двигатель просто начнет перегреваться.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен на впускном коллекторе с правой стороны автомобиля.
Охлаждающая жидкость циркулирует через водяную рубашку в силовой агрегат, где поглощает тепло и переносит его к радиатору. Из-за поломки этого элемента может произойти гидроудар. Это связано с работой силового агрегата на воде, в которой происходит коррозия.
Принципы работы охлаждающей системы
Вода с силой движется внутри герметичной системы охлаждения «Шевроле-Ланос 1.5», оснащенной насосом. Внутри механизма есть подшипники, преимущество которых в том, что не требуется смазка. Однако в случае выхода насоса из строя его необходимо заменить новым.
Пластинчатый насос занимает лидирующее положение в системе охлаждения Шевроле-Ланос. Он приводится в движение ремнем ГРМ. В задней части блока цилиндров, под областью, где интегрирован впускной коллектор, установлена трубка, по которой жидкость подается к насосу.
Давление заставляет жидкость перемещаться отсюда во вкладыш, оставаясь в направлении головки. Внизу термостат, вентиль которого закрыт в состоянии неотапливаемого «горящего сердца» машины. Технически говоря, это основа малого круга обращения.
Будущему автомобилисту! Со временем объем системы охлаждения Шевроле-Ланос уменьшается, этот уровень необходимо проверять, восполняя потерянную сумму.
При нагревании до 87 градусов жидкость начинает двигаться, одновременно открывая выходное отверстие. Достигнув температуры 102 градусов, радиатор готов принимать жидкость, куда она уходит. В этот момент он отдает тепло воздуху. В этой части проход через радиатор и рубашку образует «большой круг обращения», как это называют механики. Устаревшая жидкость сливается через подходящее отверстие. Почему у меня проблемы?
Почему нужно периодически менять охлаждающую жидкость
Эксплуатация автомобилей связана с постоянным снижением качества охлаждающих жидкостей. Сначала они нормально выполняют свои функции, затем, подвергаясь нагрузкам, нормально понижать температуру не могут. При нагревании вещество вспенивается и оседает на металлических деталях. По этой причине они ржавеют. Если вовремя не устранить проблему, придется ремонтировать блок цилиндров, а это серьезные деньги!
Каждый производитель автомобилей устанавливает определенные временные интервалы, в которые рекомендуется менять охлаждающую жидкость. Их необходимо соблюдать, иначе есть риск серьезных неисправностей. Также его нужно менять при установке новых охлаждающих элементов. Однако и здесь можно столкнуться с проблемами: в некоторых случаях вещество полностью не покидает систему.
Проверка системы охлаждения
При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры вошла в красную зону (загорелась лампочка перегрева двигателя), но пар не выходит из-под капота, активируйте режим максимального внутреннего обогрева, см. «Нагрев» (кондиционирование) и внутренняя вентиляция », п… 12.
Это необходимо для снижения температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Включите аварийную световую сигнализацию, нажмите педаль сцепления, затем, пользуясь инерцией автомобиля, осторожно подойдите к краю проезжей части и остановитесь как можно правее на обочине проезжей части и, если возможно, вне дороги. Дайте двигателю поработать пару минут на нормальных оборотах холостого хода с работающим нагревателем на полную мощность.
Не выключайте двигатель сразу! Единственное условие – сохранить герметичность системы охлаждения. Если шланг лопнет или ослабнет, или если есть утечка, отличная от утечки жидкости из крышки расширительного бачка, двигатель необходимо немедленно остановить.
После остановки перегретого двигателя начинается локальный перегрев охлаждающей жидкости в точках соприкосновения с наиболее нагруженными частями двигателя и образование пароблоков. Это явление называется тепловым ударом.
1. Заглушите двигатель.
2. Откройте капот и осмотрите моторный отсек. Определите, откуда идет пар. При осмотре двигателя обращайте внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, исправность резиновых шлангов, радиатора, термостата.
Никогда не открывайте крышку расширительного бачка напрямую. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии крышки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас обжечь. Если вы хотите открыть крышку расширительного бачка на горячем двигателе, сначала положите на нее толстую толстую ткань и только потом осторожно поверните крышку.
3. Через отверстие в переднем торце кузова в моторный отсек проходит шланг, соединенный с поддоном, установленным под радиатором отопителя. Если антифриз вытекает из отверстия в патрубке, радиатор поврежден.
При обнаружении утечки хладагента разрыв трубы можно временно отремонтировать с помощью липкой ленты.
Усиленная клейкая лента (например, серебристого цвета), которую можно приобрести в автосалоне, особенно подходит для этой цели.
Как часто нужно менять антифриз?
Согласно техническому регламенту, замена антифриза в автомобилях Шевроле Ланос проводится не реже, чем каждые 40 тысяч километров. Или раз в четыре года. За этот период жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее задачи.
Периодичность замены
Антифриз для Шевроле Ланос необходимо менять примерно раз в 40 000 километров пробега автомобиля или раз в 4 года (в зависимости от того, что наступит раньше). По истечении этого срока теплоноситель потеряет свои первоначальные свойства, в результате чего не сможет выполнять возложенные на него задачи.
Объем жидкости, необходимый для замены, составляет 7 литров. Данные основаны на руководстве по эксплуатации транспортного средства. Многие владельцы автомобилей этой марки утверждают, что на замену нужно не более 5 литров. Разница в объемах объясняется конструктивными особенностями транспортного средства, из-за которых не получится слить весь антифриз.
Примечание: помимо покупки антифриза необходимо приобрести примерно 7 литров воды для промывки системы охлаждения в случае отложений на стенках системы.
Как определить, что требуется замена?
Замена и заливка охлаждающей жидкости осуществляется в следующих случаях:
- Если есть осадок на дне расширительного бачка. Посмотрев на резервуар, вы увидите на дне толстый слой осадка. Или вся жидкость в расширительном бачке может быть в виде большого комка. Отложения часто образуются при минусовых температурах. Отложения могут появиться как в радиаторе, так и в патрубках системы охлаждения. Но это видно только в расширительном бачке. При наличии отложений в системе охлаждения замена расходников сопровождается тщательной промывкой радиатора, бачка и магистралей.
- Если точка замерзания антифриза повысилась. Для проверки можно использовать специальный прибор – ареометр. Вы можете найти устройство в любом автомагазине. Если свойства охлаждающей жидкости изменились, расходный материал необходимо заменить. Плотность антифриза проверяется по технической таблице, которую можно найти в руководстве по обслуживанию автомобиля. Если нет ареометра, можно обойтись и без него. Когда температура окружающего воздуха опустится до -15 градусов, аккуратно открутите крышку расширительного бачка. Если на поверхности жидкости появился желтоватый налет, расходный материал начал загустевать. В дальнейшем это приведет к его быстрому замораживанию. Затем необходимо заменить охлаждающую жидкость.
- Главный признак – расходный материал теряет естественный цвет. Он становится коричневатым с оттенком ржавчины. В этом случае теплоноситель вступает в реакцию с металлическими деталями радиаторного устройства и может привести к их разрушению. В результате выйдет из строя радиатор. Когда охлаждающая жидкость обесцвечивается, она не может выполнять возложенные на нее функции. Это вызывает перегрев двигателя. Затем нужно сменить охлаждающую жидкость.
- Жидкость перешла в ватное состояние. Это видно в летнюю жару. Появление хлопьев в жидкости говорит о необходимости ее замены.
- Вспенивание антифриза в расширительном бачке на поверхности. Когда охлаждающая жидкость пенится, ее нужно заменить. Если игнорировать появление пены, силовой агрегат перегреется.
- К косвенным признакам можно отнести неэффективную работу печки. Из-за того, что теплоноситель не может выполнять свои основные функции, отопитель работает менее эффективно. Особенно это чувствуется в зимнее время года.
Как правильно залить ОЖ?
По окончании слива и промывки заправляется новый хладагент. Сливная пробка закручена, дроссельный патрубок установлен на место. При заливке жидкости антифриз необходимо доливать до максимальной отметки на корпусе бака. Чтобы ускорить эту процедуру, при заправке время от времени нажимайте руками на шланги радиатора. Это позволит избежать образования воздушных карманов в системе. По завершении стыковки блок питания запускается на несколько минут, затем выключается. Это делается для диагностики уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке – он должен упасть. В этом случае жидкость снова доливается почти до отметки MAX.
Объём охлаждающей жидкости
Перед заменой необходимо знать, какое количество жидкости нужно заливать в систему охлаждения. В случае с Ланосом объем используемых расходников составляет 7 литров, эта информация указана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Как показывает практика и отзывы автовладельцев Ланос, на замену расходников нужно не более пяти литров. Это связано с тем, что из-за конструктивных особенностей автомобиля полностью слить «Антифриз» не получится. Часть жидкости точно останется в системе, от этого никуда не деться. Даже при соблюдении всех требований и правил по загрузке расходных материалов из агрегата. Кроме антифриза нужно приобрести около семи литров воды, если вы планируете промывать систему охлаждения. А при наличии осадков промывание необходимо.
О последствиях использования некачественного антифриза вы можете узнать из видео ниже (видео снято и опубликовано каналом Jeep Bomba).
Инструкция и точный алгоритм
- Замена производится только на не прогретом двигателе. Автомобиль необходимо сначала припарковать на ровной поверхности. Также внизу радиатора есть заглушка и откручиваем ее.Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и дождитесь, пока двигатель остынет.
- Отвинчивается крышка заливной горловины на радиаторе.Пробка слива охлаждающей жидкости отмечена стрелкой.
- Емкость помещается под поток сливаемой жидкости.Готовьтесь увидеть такое «каку».
- Чтобы жидкость стекала более интенсивно, необходимо снять хомут с дроссельного узла.Сняли шланг, чтобы тосол быстрее стекал.
- Поскольку на самом блоке двигателя нет сливной пробки, слить из него весь антифриз не получится. Чтобы улучшить процесс и попытаться слить больше жидкости, вы можете поднять правое заднее колесо. Это позволит большей части жидкости стечь из блока.
- Если жидкость грязная, желательно также промыть систему. Для этого на радиатор накручиваем пробку и наливаем в нее воду. Затем нужно запустить двигатель и дать ему поработать 5-10 минут. Затем воду сливают так же, как и жидкость. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока из системы не потечет чистая вода. Но и сам расширительный бачок тоже может быть грязным. Чтобы помыть, необходимо разобрать.Если после слива охлаждающей жидкости вы видите такую грязь, необходимо промыть систему охлаждения.
- Залейте антифриз до отметки «Макс» на баке. Чтобы жидкость лучше распределялась по системе, в процессе заполнения трубы необходимо сжимать.Залейте антифриз .
- После заливки двигатель нужно оставить на холостом ходу до включения вентилятора. После этого стоит еще раз проверить уровень жидкости. Он должен быть на этикетке «Макс». При необходимости проводится подзарядка.
Необходимые инструменты и подготовка к замене
Чтобы запустить процесс замены антифриза в Шевроле Ланос, нужно подготовить следующие инструменты:
- Отвертка;
- Плоскогубцы;
- 10 ключей (желательно торцевой ключ);
- Пустая емкость достаточного размера (таз или ведро) для слива отработанной жидкости;
- Домкратом, чтобы поднять переднюю часть автомобиля;
- Лейка или воронка (залить новой охлаждающей жидкостью).
Какой антифриз выбрать?
Многие рекомендуют антифриз HEPU, но он довольно дорогой, но производится в Германии.
Что касается марки жидкости, то здесь рекомендаций нет. Сейчас их на рынке большое количество и поэтому выбор огромен. Главное, чтобы он соответствовал рекомендованному производителем. При покупке важно проверять сертификаты качества или приобретать товар у проверенного продавца.
Как определить необходимость замены ОЖ на Ланосе
Очень полезно знать, как часто нужно менять охлаждающую жидкость в автомобиле. Однако не всегда актуально, так как мало кто из автовладельцев помнит, когда производилась последняя замена. Чтобы определить, пора ли менять антифриз на Ланос, Смысл и Шанс, необходимо довериться некоторым методам.
это интересно! Срок службы охлаждающей жидкости зависит не только от рекомендаций производителя, но и от качества и типа охлаждающей жидкости, а также материала используемых радиаторов. Для сравнения, автопроизводители Lanos, Sens и Chance рекомендуют заменять охлаждающую жидкость каждые 40000 км или 3-4 года, в то время как Volkswagen дает жизнь.
Сегодня производители выпускают антифриз нового поколения, ресурс которого увеличен до 200 тысяч километров. Этот ресурс определяется наличием антикоррозионных присадок. Покупать такую дорогую охлаждающую жидкость для недорогой машины не рационально, поэтому при использовании антифриза ее следует менять каждые 3-4 года.
определить необходимость замены антифриза на Ланосе можно по состоянию охлаждающей жидкости. Жидкость должна быть чистой, без грязи, ржавчины и других отложений. Если состояние жидкости неудовлетворительное, ее необходимо заменить и одновременно промыть систему. Желательно сразу перейти к тому типу жидкости, которая была введена в систему с завода. Узнать тип жидкости можно в технической документации на автомобиль. Однако найти охлаждающую жидкость аналогичной марки может быть проблематично, поэтому мы используем наиболее подходящий тип охлаждающей жидкости.
Какой антифриз заливать в систему охлаждения двигателя Ланос, Сенс и Шанс
Сегодня на рынке представлено много типов хладагентов. Какой тип охлаждающей жидкости лучше выбрать, зависит от многих факторов. Чтобы решить, какой антифриз заливать в систему охлаждения двигателя Ланос, следует ознакомиться с этим материалом, на основании которого вы сможете принять правильное решение.
Специалисты рекомендуют заливать антифриз в Ланос той марки, которую изначально заливали заводом. В этом случае даже не требуется предварительная промывка системы. Если выбран антифриз другой марки (в большинстве случаев), перед его заменой выполняется процедура промывки.
Сколько антифриза вмещается в систему охлаждения Шевроле и ДЭУ Ланос
Перед заменой охлаждающей жидкости на Ланос 1.5 нужно будет изначально приобрести необходимое количество охлаждающей жидкости. Для каждой модели автомобиля количество охлаждающей жидкости разное. Необходимое количество антифриза указано прямо в технической документации на автомобиль.
Емкость системы охлаждения Lanos, Sens и Chance составляет 7 литров. Именно такое количество охлаждающей жидкости нужно заранее закупить перед ее заменой. Однако в процессе замены вы можете столкнуться с тем, что часть жидкости, которую нужно налить, останется – примерно 1,5-2 литра. Это связано с тем, что слить всю жидкость из системы практически невозможно. Поэтому достаточно 5 литров нового антифриза (3,5 литра концентрата), который заливается в систему охлаждения двигателя автомобилей Chevrolet, Daewoo и ЗАЗ Lanos.
Этапы замены охлаждающей жидкости Шевроле Ланос
Замена теплоносителя делится на несколько этапов, помимо основных, включающих слив и заливку, рекомендуется промыть систему. Так как полностью слить из системы старый антифриз не получится.
Эта модель производилась в разных странах под разными марками автомобилей, а также с разными названиями моделей и небольшими конструктивными отличиями. Таким образом, инструкции по замене будут применимы для следующих разновидностей:
- Шевроле Ланос);
- Дэу Ланос);
- Daewoo Sens);
- ФСО Ланос);
- ЗАЗ Ланос (ЗАЗ Ланос);
- ЗАЗ Сенс (ZAZ Sens);
- Возможность ЗАЗ);
- Донинвест Ассоль).
Самым популярным считается бензиновый двигатель объемом 1,5 литра. Но также можно встретить автомобили с установленными двигателями 1,6, 1,4, 1,3 литра, даже на бензине.
Слив охлаждающей жидкости
Чтобы качественно слить охлаждающую жидкость из Шевроле Ланос, лучше проводить работы на яме или эстакаде. Это упростит снятие кожуха двигателя, чтобы слитый антифриз не разбрызгивался, а равномерно стекал в емкость.
Если дырки нет и вас не очень беспокоит то время, когда на протекторе останутся следы разводов, можно дотянуться до сливной пробки из моторного отсека. Поэтому ставим машину на ровную поверхность, дожидаемся остывания двигателя и приступаем к выхлопу:
К сожалению, слить антифриз из блока на Шевроле Ланос с популярным 1,5-литровым мотором не получится, сливного отверстия в нем нет. Таким образом, в системе охлаждения остается примерно 2 литра старой жидкости.
Следуя этой инструкции, можно максимально слить антифриз. Мы рекомендуем удалить старые остатки смывкой дистиллированной водой.
Как провести предварительную промывку системы охлаждения авто
Перед заменой антифриза на Ланос, Сенс и Шанс необходимо промыть систему. Эта процедура ни в коем случае не является обязательной, но ее рекомендуется выполнять в таких ситуациях:
- При изменении типа охлаждающей жидкости, например, если антифриз пролился, и вы планируете использовать антифриз
- При смене типа охлаждающей жидкости, например, если ранее был залит антифриз G11, но планируется использовать G12 или G13
- Если слитый хладагент имеет красноватый цвет или признаки засорения
Первичный процесс стирки – это выполнение следующих манипуляций:
- Для промывки используется специальная жидкость – реагент, который заливается в расширительный бачок. Перед заливкой промывочной жидкости двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры
- Залейте жидкость и дайте двигателю поработать не менее 10-20 минут
- В этом случае следует по максимуму включить печку в машине, чтобы помыть радиатор печки
После того, как двигатель проработает 10-15 минут, его можно выключить и приступить к сливу и замене охлаждающей жидкости. Как заменить антифриз на Шевроле и Дэу Ланос, мы подробно рассмотрим ниже.
Это интересно. Некоторые рекомендуют промывать систему реагентами обычной или дистиллированной водой, которую заливают в систему после слива охлаждающей жидкости, однако производители реагентов рекомендуют смешивать состав с антифризом или антифризом, что улучшает моющие свойства.
Промывка
Если антифриз никогда раньше не менял или в нем есть отложения, необходимо промыть систему.
В противном случае оставшаяся в нем грязь не даст жидкости полноценно выполнять свои функции. Вода используется для промывки системы охлаждения. Покупать дистиллированную воду, водопроводную жидкость не рекомендуется. Он содержит вещества и микроорганизмы, которые могут вызвать коррозию металлических элементов системы, например радиатора.
- Промывка осуществляется поворотом пробки на радиаторном устройстве с кремом. Расширительный бак заполнен примерно пятью литрами дистиллята. Вода течет до тех пор, пока не начнет стекать из ранее отсоединенной ускорительной трубки. Когда это происходит, трубка устанавливается и крышка навинчивается на расширительный бачок.
- Теперь двигатель машины заводится, он должен поработать 3-5 минут.
- По истечении этого времени вода сливается из системы охлаждения. Оцените цвет и состояние сливаемой жидкости: будут отложения и отложения, цвет обычно коричневый. Если сливаемая вода грязная, процесс стирки повторяют еще два-три раза. Промывка выполняется до тех пор, пока сливаемая из системы вода не станет максимально чистой.
- На практике в резервуаре также образуются отложения. Разберите его гаечным ключом на 10 и промойте емкость чистой водой.
Заливка без воздушных пробок
Промытая система полностью готова к заправке новым антифризом. Но поскольку полностью слить дистиллированную воду из системы Шевроле Ланос невозможно, в качестве новой жидкости лучше всего использовать концентрат. Его можно разбавить с учетом недренированного остатка.
Помня об этом, разбавив концентрат, приступим к его наполнению. Шаги заполнения будут такими же, как и при стирке. То есть заливаем его в расширительный бачок, пока из патрубка, идущего на ускоритель, не потечет новый антифриз.
Это исключит образование воздушных карманов в системе охлаждения. Затем верните шланг на место и продолжайте наливать в бак до среднего уровня. После этого запускаем машинку, прогреваем, выключаем. После охлаждения еще раз проверьте уровень, при необходимости долейте.
На этом замена полностью завершена. Сам процесс несложный, поэтому сделать его самостоятельно не составит труда.
Хитрости промывки радиатора
Мнение специалиста: чтобы правильно провести манипуляцию, приготовить желаемый состав, лучше внимательно прочитать инструкцию. В случае использования добавок существенную роль играют пропорциональные соотношения. Отсюда и различия в технике стирки.
- После приготовления раствора система заполняется им.
- Заливные отверстия перекрываются, двигатель заводится, его нужно прогреть до указанного в регламенте температурного показателя.
Вы можете сесть за руль, проехать десять километров и дать моторному отсеку остыть.
Перед заливкой системы охлаждения двигателя Шевроле Ланос необходимо проверить обвязку на предмет дефектов. Вероятно, придется устанавливать новые детали, резиновые уплотнители. Заливка антифриза происходит после промывки радиатора, подключения отопления. Сначала заливается несколько литров дистиллированной воды, затем антифриз.
Почему все рекомендуют заливать красный антифриз G12 в Ланос
В отличие от G11, жидкость с маркировкой G12 более совершенная и содержит в своем составе только органические добавки. Эти органические добавки не создают защитную пленку внутри системы, поэтому нет недостатка в снижении тепловыделения. Некоторые преимущества рассматриваемой жидкости включают:
- Отвод тепла высокого качества
- Отсутствие эффекта деградации с течением времени
- Длительный 5 лет
- Нет мелких зерен, которые забивают ребра радиатора
Эти жидкости лучше всего подходят для автомобилей, в конструкции которых установлены медные или латунные радиаторы. Добавки органических карбоновых кислот не защищают алюминиевые радиаторы, а лишь локализуют места образования очагов коррозии, как показано на фото.
Такие жидкости стоят дороже G11, но менее подходят для системы охлаждения автомобилей Lanos, Sens и Chance. На самом деле в конструкции этих автомобилей используются в основном алюминиевые радиаторы, а карбоновая кислота (содержащаяся в чрезмерном количестве в G12) не защищает алюминий от негативного воздействия этиленгликоля.
Для защиты алюминия производители стали выпускать антифризы марок G12 + и G12 ++. Они различаются добавкой силикатов в разном процентном соотношении от 10% до 15%. Эти силикаты защищают алюминиевые детали системы охлаждения автомобиля.
Можно ли заливать в Ланос зеленый антифриз и что обозначает маркировка G11
Зеленый антифриз имеет маркировку G11. Это разновидность охлаждающей жидкости, указывающая на то, что в основе состава такой жидкости лежат органические и химические добавки. В качестве добавок используются фосфаты, бораты, силикаты и карбоновая кислота. Именно карбоновая кислота активно участвует в борьбе с образованием коррозионных процессов.
Если вам попался антифриз с маркой G11, но состав оранжевый или синий, не стоит пугаться. Большинство производителей выпускают продукт в зеленом цвете, некоторые – в синем или других цветах, но состав карбоновой кислоты везде одинаковый. К преимуществам хладагента с маркировкой G11 можно отнести:
- Покройте внутренние поверхности защитной пленкой
- Снижают эффект возникновения коррозионных процессов
Все было бы хорошо, если бы не ряд каких-то недостатков антифриза G11. Эти недостатки проявляются в виде пониженной теплоотдачи, что связано с образованием защитной пленки. Кроме того, в системе образуется налет, вызывающий закупорку сот печки и радиаторов охлаждения.
Что будет если залить в Ланос антифриз G13
Это модернизированный вариант охлаждающей жидкости, в состав которой входит не этиленгликоль, а пропиленгликоль. Он менее токсичен, но прежде всего не оказывает активного разрушающего действия на стенки системы. В составе G13 (окрашенного в фиолетовый или оранжевый цвет) используются те же добавки, что и в G12. Для Lanos с алюминиевыми радиаторами это лучший вариант, но самый дорогой вид охлаждающей жидкости.
Антифриз G13 не разрушает стенки системы (что связано с применением пропиленгликоля), а добавки (карбоновая кислота) активно локализуют образовавшиеся очаги коррозии. В результате достигаются следующие преимущества:
- Отсутствие негативного воздействия на систему благодаря использованию пропиленгликоля
- Локализация коррозионных процессов в системе – существующих и возникающих в процессе эксплуатации автомобиля
- Отсутствие защитной пленки, через которую снижается теплоотдача
- Сильного негативного воздействия на здоровье человека нет, так как пропиленгликоль менее активен и поэтому утечка в радиаторе отопителя на Lanos не вызовет рак у автовладельца
Какой вывод и вывод следует сделать из вышеизложенного? Отвечая на вопрос, какой антифриз заливать в Ланос и при этом какую охлаждающую жидкость заливать в ЗАЗ Шанс, можно сказать, что к выбору нужно подходить индивидуально. Если используются медные или латунные радиаторы, лучше приобрести антифриз G12. Для алюминиевых радиаторов рекомендуется использовать охлаждающую жидкость G12 с двумя плюсами, G13 или, на крайний случай, G11. К тому же G11 будет работать в системе намного эффективнее, чем G12, без каких-либо преимуществ.
Теперь вы знаете, в чем разница между хладагентами, и можете грамотно подойти к их выбору, не переплачивая без надобности. Ниже представлено видео, которое поможет закрепить свои знания и в итоге вы окончательно определитесь, чем лучше заливать систему охлаждения Шевроле и Дэу Ланос.
Дополнительная информация
При замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения может образоваться воздушная пробка. Для его снятия необходимо на холостом ходу (не забыть дернуть ручник и включить нейтраль) открыть крышку расширительного бачка антифриза. В этом случае можно провести регазификацию, потянув за трос акселератора. Поработав таким образом в течение 1-2 минут, крышку резервуара следует закрыть. Все, что вы можете взять в дорогу.
Протечки и проблемы
Проблемы с системой охлаждения в Ланосе характерны для большинства автомобилей. Время от времени необходимо менять термостат, насос. Иногда время от времени начинает течь расширительный бачок.
Утечка антифриза из труб из-за износа, а также из-за сломанных хомутов. Кроме того, в системе могут возникнуть утечки избыточного давления из-за выхода из строя перепускного клапана, расположенного в крышке расширительного бака. Поэтому рекомендуется периодически заменять крышку.
Почему течет?
Довольно часто можно услышать жалобы на то, что в Шевроле Ланос течет охлаждающая жидкость. Причин тому множество, но давайте остановимся на основных:
- хомуты недостаточно тугие;
- трещины или царапины на трубах;
- во время наводнения появилась воздушная камера;
- недостаточное заполнение теплоносителя;
- проблемы с радиатором;
- заслонка недостаточно закрыта;
- точно так же могут быть другие проблемы в системе охлаждения.
Тонкости проведения замены ОЖ
Работу выполняет самостоятельно автомобилист или специалисты СТО. Двигатель должен остывать – основной закон успеха в этом деле. Процедура сопровождается защитными средствами для индивидуальной безопасности человека. Следует выбрать хорошие инструменты, приспособления для слива охлаждающей жидкости, резиновые перчатки, моющие добавки. «Стального коня» нужно поставить на эстакаду для лучшего дренажа.
Особые секреты инженеров-разработчиков
Талантливые умы науки и техники всегда стремятся создать качественный агрегат, оснастив его многофункциональностью, внедряя интересные прогрессивные технологии. Действующее вещество «антифриз» придумано производителем для того, чтобы не потерять функциональность при «минусе» 40 за окном, для обеспечения циркуляции автомобилей. В систему охлаждения «Шевроле-Ланос» входит радиатор, то есть две емкости. Они соединены трубами. Между ними кладут металлические пластины. Во время поездки радиатор вынужден пропускать через себя значительное количество воздуха, в результате чего снижаются температурные показатели антифриза.
Полезности вместо заключения
Перед запуском ДВС желательно убедиться в достаточном уровне заполнения. Для Шевроле Ланос объем жидкости обычно составляет семь литров, хотя многие придерживаются цифры 5. Марка охлаждающей жидкости не является доминирующим фактором, важно приобретать надежное качество с проверенными сертификатами от ответственного продавца продукта. Поскольку моторы изготовлены из алюминия, во избежание коррозии рекомендуется использовать карбоксилатный антифриз, а не антифриз, который не может защитить агрегат при температуре выше 100 градусов.
- https://avtika.ru/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-shevrole-lanos-shema/
- https://AccBook.ru/motor-info/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-shevrole-lanos.html
- https://FB.ru/article/453248/sistema-ohlajdeniya-shevrole-lanos
- https://lk-transalyans.ru/kak-slit-tosol-s-shevrole-lanos/
- https://CarsUp.ru/obzory/antifriz-dlya-shevrole-lanos.html
- https://delis-avto.ru/pro-dvigatel/shema-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya-shevrole-lanos.html
- https://CarsUp.ru/komplektaciya-i-specifika/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-lanos.html
- https://andresanda.ru/priora/shema-ohlazhdeniya-lanos.html
- https://ilifia-club.ru/marki-avto/sistema-ohlazhdeniya-deu-lanos.html
- https://dongfeng-auto.ru/dvigateli-avto/sistema-ohlazhdeniya-lanos-1-5.html
- https://MySummerCar.ru/drugoe/zamena-antifriza-lanos-2.html
- https://maslo-5w30.ru/avto/shevrole-lanos-sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-shema
- https://fix-my-car.ru/texnicheskoe-obsluzhivanie/zamena-antifriza/chevrolet-lanos-zamena-antifriza.html
- https://AlanSpb.ru/dvigateli/zamena-antifriza-shevrole-lanos.html
- https://autoluks71.ru/aksessuary/kak-zamenit-antifriz-na-chevrolet-lanos.html
- https://lanister.ru/avto-sovety/sistema-ohlazhdeniya-lanos.html
- https://lanosovod.ru/kak-na-lanos-i-sens-zamenit-ohlazhdayushhuyu-zhidkost-poshagovaya-instruktsiya.html
- https://avtika.ru/kak-slit-antifriz-s-bloka-dvigatelya-na-lanose/
- https://zapchasti-isuzu.ru/kalina/zamena-antifriza-lanos.html
- https://RetroTruck.ru/obsluzhivanie-avto/skolko-antifriza-v-shevrole-lanos.html
- https://PrideSaratov.ru/dvigateli/kak-slit-antifriz-shevrole-lanos.html
- https://RosAvto-SPB.ru/drugoe/zamena-antifriza-lanos-2.html
- https://AvtoStandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/sistema-ohlazhdeniya-shevrole-lanos-shema.html
Для меня эта тема оказалась полезной, спасибо за проделанную работу.