BlaBlaCar чуть не заблокировали на территории России по инициативе ряда автоперевозчиков и автовокзалов, которые обратились с соответствующим требованием в Таганский суд Москвы. BlaBlaCar обвиняют в организации нелегальных перевозок, взимания несогласованной платы за перевозки, а также в том, что из-за работы сервиса под угрозой находится работа регулярного автобусного сообщения.
Блокировка BlaBlaCar с чего всё началось
Несколько десятков автоперевозчиков и автовокзалов 1 ноября обратились в Таганский суд Москвы с требованием заблокировать популярный сервис BlaBlaCar.
Инициировало подачу исового заявления к российскому представительству французского онлайн-сервиса BlaBlaCar ООО «Комьюто Рус» астраханское ООО «Транс Лайн», которое занимается междугородними автобусными перевозками.
В документе компания просит суд признать информацию на сайте и мобильном приложении BlaBlaCar запрещенной в России, а также внести в реестр запрещенных ресурсов сетевой адрес организации. Более того, в «Транс Лайн» заявили о необходимости запретить деятельность ООО «Комьюто Рус» в России в части работы сервиса BlaBlaCar.
Организация указала несколько причин такого обращения.
[su_quote]Компания обвинила BlaBlaCar в лоббировании интересов нелегальных перевозчиков, которые уходят от налогов и экономят на безопасности,[/su_quote]
Согласно иску, пассажиры при помощи BlaBlaCar перевозятся платно, а не бесплатно, как заявляет сервис. При этом взимание платы, как объясняет перевозчик, является «компенсацией расходов на топливо».
Помимо этого сервис обвиняют в том, что он организует перевозки, но при этом не обладает полной информацией о водителях, о наличии у них прав, лицензии на перевозку пассажиров, состоянии здоровья и техсостоянии транспортного средства.
«Деятельность перевозчиков, использующих сервис BlaBlaCar, привела к тому, что регулярное автобусное сообщение по ряду маршрутов, равно как и работа автовокзалов (автостанций) находится под угрозой прекращения ввиду крайней нерентабельности», — добавили составители документа.
По данным истцов, в результате работы BlaBlaCar отток пассажиров с автовокзалов составил приблизительно 20%, из-за чего многие автотранспортные предприятия теряют средства на обновление автобусного парка, а некоторые и вовсе балансируют на грани банкротства. Ситуация вынуждает перевозчиков уменьшать количество отправлений или совсем прекращать обслуживание некоторых маршрутов. Автовокзалам и автостанциям приходится сокращать штат.
[su_quote]Компания BlaBlaCar была создана в Париже в 2006 году. На ее сайте водители публикуют информацию о поездке и ищут себе попутчиков. В России сервис начал работать в феврале 2014 года. На сегодняшний день у BlaBlaCar не менее 50 миллионов пользователей по всему миру.[/su_quote]
В начале октября этого года BlaBlaCar стал для россиян платной услугой. В руководстве портала уточнили, что плата будет взиматься только с тех пользователей сайта, которые планируют поездку дальше 120 км. В таком случае плата составит 149 рублей на день или по 199 рублей при подписке на месяц.
Доступ можно оплатить на сайте или в мобильном приложении. Перевод оформляется, в частности, через сервис «Яндекс.Касса». Водители смогут, как и раньше, компенсировать водителю расходы на бензин наличными.
В компании пояснили, что для автовладельцев сервис по-прежнему останется бесплатным. К тому же там продолжат контролировать размер выплачиваемой водителю компенсации, позволяя ему только частично покрывать транспортные расходы, но не получать прибыль.
Кстати, BlaBlaCar уже не первый раз пытаются запретить в России. В сентябре прошлого года Тимашевский районный суд Краснодарского края заключил, что сайт используют нелегальные перевозчики пассажиров, в связи с чем информацию о совместных поездках признали «запрещенной к распространению на территории Российской Федерации».
Компания узнала об этом решении только через месяц, после чего ее юристы обжаловали решение Тимашеского суда. Они доказали, что совместное использование частной машины с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков не нарушает российских законов.
«Средняя длина райдшеринговой поездки — 300-400 километров. Такой вид деятельности в терминологии зарубежных стран называется «райдшерингом». Райдшеринг на законодательном уровне признан ведущими странами мира. Мы считаем, что российское законодательство не может запрещать автовладельцам подвозить попутчиков и делить между участниками поездки (друзьями, родственниками, знакомыми, соседями) стоимость бензина при условии, что водители не получают финансовой выгоды от такой деятельности», — подчеркнули в компании.
Впоследствии в декабре Краснодарский краевой суд отменил решение нижестоящей инстанции.
В июле появилась информация о том, что правительство принялось за разработку правила совместных поездок на автомобиле, при которых пассажиры компенсируют часть расходов.
Истец утверждал, что на сайте сервиса есть публикации о нелегальных поездках.
- Девятый арбитражный апелляционный суд отказал ООО «Транслайн» в жалобе по иску о запрете сервиса для поиска попутчиков BlaBlaCar в России, оставив в силе решение московского арбитража.
- 31 октября 2019 года Арбитражный суд Москвы отклонил коллективный иск «Транслайн» к ООО «Комьюто рус». Истец требовал признать информацию, размещённую на сайте и в мобильном приложении BlaBlaCar, запрещённой на территории России, а также запретить работу сервиса.
- На сайте есть публикации пользователей о нелегальных поездках и перевозках, указывал истец. Также компания считает, что ответчик нарушил требования о безопасных перевозках. В BlaBlaCar заявили, что сервис не является перевозчиком. Он лишь позволяет водителям находить попутчиков, а также искать автобусные поездки профессиональных перевозчиков. В начале декабря «Транслайн» подала апелляцию.
- В BlaBlaCar сообщили, что довольны решением апелляционного суда: «Суд правомерно отказал в признании исковых требований “ТрансЛайн” и признал, что информация, содержащаяся на платформе BlaBlaCar, не является запрещённой к распространению на территории России».
Как маршруточники работают с профилями и отзывами BlaBlaCar
Чтобы организовать бизнес на попутчиках из BlaBlaCar, нужен стабильный поток желающих и отсутствие конкуренции.
Желающих набирают толпами через фейковые профили водителей, создающие одинаковые или похожие поездки на одно время и направление.
Фейковые профили – основа работы таких маршруточников. Во-первых, так проще работать с негативными отзывами: просто забиваешь на «провинившийся» профиль и продолжаешь работать через остальные.
Во-вторых, много профилей позволяют забить ленту вариантами, обойти ограничение на максимальные свободные места и набрать побольше людей в маршрутки, а иногда вообще в автобус.
Фейковые профили также позволяют легко «убирать» конкурентов. Например, на одно время с маршруточником размещены предложения других водителей. Места у незадачливого водителя бронируются через фейковые профили – и конкурент исчезает из доступных вариантов. Реальные попутчики вынуждены идти к маршруточнику, так как альтернативные варианты якобы заполнены.
Маршруточники работают в группах по 2-4 машины сразу. Пассажиров зовут на один и тот же адрес. Прибывающую толпу народа сортируют по машинам, которые затем отправляются в путь по мере заполнения. Довозят всех до указанного адреса (дай бог) – и всё. Могут брать предоплату перед выездом.